Несмотря на существенное падение объемов производства в 2022 году, АВТОТОР сохранил квалифицированные кадры, и обеспечил все предусмотренные коллективным договором между работниками и работодателем социальные гарантии. Об этом рассказала на встрече с руководством Союза «Калининградское областное объединение организаций профсоюзов» председатель Совета профсоюза работников автомобилестроения «АВТОТОР-Проф» Татьяна Мороз.

«Прошедший год был трудным для коллектива АВТОТОР, - подчеркнула руководитель профсоюза. - Завод столкнулся с серьезными вызовами. Приостановка производства, недозагрузка предприятия напрямую сказались на благосостоянии работников. И в этой ситуации работодатель в тесном сотрудничестве с профсоюзом сделал все, чтобы обеспечить занятость работников, постарался создать возможности стабильного заработка для каждого, кто лишился привычной работы на конвейере, чтобы никто «не остался за бортом». Был разработан и реализован целый комплекс мер для сохранения коллектива, квалифицированных специалистов рабочих специальностей, технологов, инженеров и др. Высвобожденным работникам были предложены различные варианты занятости, включая работу на пусконаладке и ремонте оборудования, работах на строительстве новых объектов инфраструктуры завода и благоустройстве территории, инвентаризации и т. д. И эти меры оказались достаточно эффективными. Это позволило сохранить персонал, не допустить массовых увольнений квалифицированных кадров, которые росли и обучались на предприятии на протяжении многих лет!».

Благодаря предпринятым мероприятиям, АВТОТОР сохранил большую часть квалифицированных работников, которые уже сегодня вернулись на работу на конвейере и готовы осваивать производство новых моделей автомобилей в рамках новых проектов компании, отметила Татьяна Мороз.

Она также напомнила, что за последние несколько месяцев предприятие пересмотрело план развития, провело ряд структурных преобразований, договорилось о сотрудничестве с новыми партнерами и сделало значительный шаг в сторону развития инвестиционных проектов по производству электромобилей и автокомпонентов, согласно которым в 2023 году появятся 8 новых заводов, а значит, новые рабочие места. Все это, по ее словам, говорит о хороших перспективах развития предприятия.

«Несмотря на то, что предприятие в 2022 году не достигло запланированных экономических показателей и по многим направлениям АВТОТОР связан кредитными обязательствами на очень серьезные суммы, руководством предприятия было принято решение о выплате по итогам года всем сотрудникам так называемой 13-й зарплаты в качестве дополнительной поддержки и мотивации коллектива АВТОТОР, который приступает к реализации новых проектов, - сообщила Татьяна Мороз. – Общий объем расходов на эту выплату составил порядка 250 млн рублей. И то, что руководство сознательно пошло на этот шаг еще раз доказывает, что у АВТОТОР есть серьезные перспективы, есть подтвержденные объемы производства на предстоящий год. А значит, есть уверенность, что все намеченные планы будут реализованы – как у работодателя, так и у коллектива предприятия. Люди очень ценят такую поддержку». Председатель Союза «Калининградское областное объединение организаций профсоюзов» Виктор Захарчиц, в свою очередь, отметил, что ситуация на предприятии и судьба заводчан вызывала большое беспокойство на фоне ужесточения санкционной политики против России, которая привела к прекращению поставок автокомплектующих, и на протяжении всего года областное объединение профсоюзов держало на контроле вопрос защиты интересов работников одного из крупнейших предприятий региона.

Предпринятые руководством предприятия меры, которые позволили сохранить работу и материальную обеспеченность коллектива и не допустить массовых увольнений и потенциальных рисков социальной напряженности, он назвал «достойным примером социальной ответственности бизнеса». Виктор Захарчиц также выразил одобрение решению акционеров и Совета директоров компании АВТОТОР по дополнительной материальной поддержке работников предприятия.

Председатель областного профобъединения также подчеркнул, что «высокий уровень социальной ответственности перед своим коллективом, последовательная и активная политика АВТОТОР, направленная на развитие социального диалога, как мы видим на протяжении многих лет, является важной составляющая стратегии развития предприятия. И это имеет принципиальное значение особенно в такое непростое время».

«Ответственное и внимательное отношение к коллективу позволяет создать атмосферу сплоченности, солидарности, - отметил Виктор Николаевич. - Это внушает уверенность, что предприятие справится не только с текущими вызовами, но и обеспечит дальнейшее развитие важнейшей для региона отрасли, которую оно представляет, и внесет свой заметный вклад в выполнение масштабных задач по обеспечению технологического суверенитета, обозначенные Президентом РФ».

АВТОТОР исполнил желание 13-летнего Сережи. Мальчик, воспитывающийся в детском доме, мечтал увидеть, как производят автомобили. И вот, в канун Нового года в рамках акции «Ёлка чудес – АВТОТОР», которая проводится совместно с Благотворительным детским центром «Верю в чудо», он побывал на крупнейшем предприятии Калининградской области.

Сначала почетному гостю в Музее АВТОТОР рассказали об истории завода, об этапах становления автомобилестроительного производства на территории самого западного региона России. Сергей с интересом рассматривал исторические документы, модели автомобилей, которые выпускались на предприятии, задавал самые разные вопросы.

Особый интерес ребенка вызвал первый автомобиль, сошедший с конвейера АВТОТОР 25 лет назад. Мальчик внимательно осмотрел его, сказав, что несмотря на свой возраст, машина выглядит отлично. А затем гостю показали заводские цеха. Визит состоялся как раз в то время, когда на заводе проводился запуск опытно-промышленного производства по новому проекту. Сначала Сережа побывал в цеху сварочного производства, где ему рассказали о процессах изготовления кузова. Затем ему продемонстрировали процессы окраски.

И, наконец, мечта ребёнка исполнилась – он вошел в сборочный цех производства пассажирских автомобилей. Сережу специально предупредили, что он стал первым в истории посетителем, кто увидел, как выпускаются автомобили.

Мальчик с широко раскрытыми глазами наблюдал, как в кузов автомобиля устанавливают обивку, панель управления, которую собирают на отдельном станке, монтируют систему удаления выхлопных газов, устанавливают электронные системы и сотни других деталей. Наконец, самый ответственный момент — стыковка двигателя с кузовом автомобиля. И вот после финальных операций ещё на нескольких постах готовый автомобиль на колесах стоит на финишной прямой в ожидании стендовых испытаний и проверки качества.

Надо полагать, Сережа очень хотел прокатиться на новом автомобиле, но скромность не позволяла ему попросить об этом. Тогда директор по качеству АВТОТОР Владислав Иванов предложил Сереже прокатиться по испытательному треку и сам провез гостя, и надо было видеть восхищенные глаза мальчишки, когда он вернулся из поездки в цех. Владислав Семенович рассказал гостю об особенностях автомобиля, подчеркнув, что в скором будущем на заводе будет освоено производство нового вида продукции — электромобилей. «Учись хорошо, получай специальность и приходи к нам работать!», – сказал он Сереже.

Мальчика сопровождал волонтер-наставник Благотворительного детского центра «Верю в чудо» Дмитрий Сущенко. Он сам был на АВТОТОР давно, еще в школе, и, по его словам, был впечатлен масштабами производства. «Хотелось бы, чтобы все линии завода были загружены до предела, чтобы по нашим дорогам ездили автомобили калининградского производства!» – отметил он. В завершении экскурсии гостям подарили сувениры и памятные подарки. Сережа сразу же с интересом стал разглядывать иллюстрированную книгу об истории АВТОТОР. А директор производства пассажирских автомобилей Олег Степанищев подарил мальчику на память модель одного из автомобилей, который будет выпускаться на заводе в 2023 году.

Напомним, что накануне новогодних и рождественских праздников на АВТОТОР стартовала ставшая уже традиционной социальная акция «Ёлка чудес», которая проводится совместно с Калининградским Благотворительным детским центром «Верю в чудо».

Подопечные центра «Верю в чудо написали свои пожелания к Новому году, которые были переданы на предприятия АВТОТОР. Пожелания детей размещены на елках в фойе административных корпусов в виде красочных открыток. Как и в 2021 году, работники компании принимают участие в акции в индивидуальном порядке и в составе производственных коллективов – бригад, цехов, отделов.

Справка. Компания АВТОТОР основана в 1994 году в Калининграде. Предприятие первым в России начало выпуск автомобилей иностранных брендов. Производство ведётся с мая 1997 года. Общий объём производства превысил 2,5 млн автомобилей.

 

View the embedded image gallery online at:
https://www.avtotor.ru/news?start=90#sigProGalleria6a27db938d

В ходе состоявшегося в Калининграде VI Общегородского форума, на котором обсуждалась ситуация в здравоохранении региона, деятельность АВТОТОР в сфере медицинского обеспечения работников завода, в том числе проведение диспансеризации, вакцинации и ранней диагностики заболеваний получила высокую оценку. Общественным советом при главе администрации Калининграда был отмечен большой вклад предприятия и его руководства в дело сохранения здоровья коллектива, активное участие в профилактических мероприятиях и продвижение здорового образа жизни. Почетная грамота вручена старшему вице-президенту по проектам в Калининградской области АВТОТОР Владимиру Кривченко. Перед участниками форума, в числе которых были руководители министерства здравоохранения Калининградской области, больниц, поликлиник и медицинских центров, выступила с докладом начальник Управления по реализации медицинских программ АВТОТОР Елена Кучеренко, рассказавшая об уникальной для региона корпоративной практике по сохранению здоровья и профилактике заболеваний среди коллектива предприятия.

«В деятельности компании безусловными приоритетами является безопасные условия труда и социальное благополучие сотрудников АВТОТОР, использование современных технологий производства, высочайших стандартов качества и экологии. Одним из основных требований в реализации безопасных условий труда, привлечению новых кадров, обеспечению работы производственных линий является забота о здоровье работников и профилактика заболеваний. Одной из особенностей в организации профилактических медицинских мероприятий на заводе является необходимость разъяснительной работы как элемента вовлеченности работника. Связь между вовлечением и исполнением хорошо известна. Доказано, что заинтересованные команды превосходят конкурентов в таких категориях, как производительность, прибыль и удержание персонала», - подчеркнула Елена Владимировна.

На заводе организовано непрерывное медицинское сопровождение деятельности предприятий АВТОТОР, где постоянно действуют 2 медицинских пункта. Медицинские пункты работают в круглосуточном режиме, сопровождая работу дневных и ночных смен, оказывая в том, числе и экстренную медицинскую помощь до приезда бригад скорой медицинской помощи. В состав медицинских пунктов, в том числе, входят процедурные кабинеты, кабинеты предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей, а также физиокабинеты. В 2021 году затраты на организацию данной деятельности, которые полностью профинансированы компанией, составили свыше 5,3 млн рублей.

Особое внимание уделяется противоэпидемической безопасности предприятия. Так, в 2021 году благодаря поддержке специалистов поликлиники №3 горбольницы №2, которые регулярно выезжали на производственные площадки АВТОТОР для проведения вакцинации от коронавируса, было привиты свыше 93% работников. Это один из самых высоких показателей на производственных предприятиях Калининградской области. Данная работа была продолжена и в 2022 году. Кроме того, работники АВТОТОР активно вакцинируются от гриппа и пневмонии, а также проходят ревакцинацию от коронавируса.

Еще одна важная задача, которая реализована в сфере здравоохранения на АВТОТОР – диспансеризация. Как подчеркнула Елена Кучеренко, одной из основных причин низкого охвата диспансеризацией населения Калининградской области является загруженность населения и недостаточная информированность.

«Для решения этой задачи разработана и утверждена внутренняя корпоративная программа по диспансеризации работников предприятий АВТОТОР, - отметила она. - Организованы выезды на базы медицинских пунктов врачебных бригад, проведение забора биологического материала для лабораторных исследований и проведение флюорографических исследований. Врачи различных специальностей выезжали на производственные площадки. По результатам проведения первого этапа у части работников выявлены отклонения от нормы, и они были направлены на углубленное исследование».

Справка. Компания АВТОТОР основана в 1994 году в Калининграде. Предприятие первым в России начало выпуск автомобилей иностранных брендов. Производство ведётся с мая 1997 года. Общий объём производства превысил 2,5 млн автомобилей.

Представители власти и бизнеса активно включаются в дискуссию по поводу перехода Калининградской области на электротранспорт в рамках пилотного проекта и рассматривают различные меры поддержки и повышения мотивации использовать автомобили на экологичных видах топлива.

На днях в Калининграде прошло первое заседание рабочей группы по вопросам развития электротранспорта, зарядной инфраструктуры и ремоторизации, которая была создана при правительстве Калининградской области по инициативе губернатора Антона Алиханова для координации действий органов власти и бизнеса в развитии пока ещё новой для региона отрасли – электрического транспорта.

Участники рабочей группы займутся вопросами, связанными с продвижением экологического транспорта, стимулированием спроса на электромобили и ремоторизацию, будут рассматривать и оценивать целесообразность различных льгот, субсидий и преимуществ для владельцев электромобилей.

Отдельные важные направления, которые предстоит прорабатывать членам рабочей группы, обсуждались на площадке РБК Калининград в формате «круглого стола» по теме «Вопросы развития электротранспорта, зарядной инфраструктуры и ремоторизации Калининградской области». Во встрече приняли участие заместитель министра развития инфраструктуры Калининградской области Елена Орлова, вице-президент – директор Центра локализации и аутсорсинга АВТОТОР Дмитрий Чемакин, исполняющий обязанности заместителя генерального директора по цифровизации АО «Россети Янтарь» Андрей Задорожный, генеральный директор компании Voltfuel Артем Тачков и владелец электромобиля Борис Сытьков.

В ходе встречи было сообщено, что уже в 2023 году АВТОТОР приступит к производству электромобилей в рамках действующего специнвестконтракта с Минпромторгом РФ и Правительством Калининградской области. Участники «круглого стола» осудили, насколько регион готов к появлению и распространению нового вида транспорта с точки зрения развития инфраструктуры и создания условий для стимулирования спроса.

На сегодняшний день, например, для владельцев электромобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил предусмотрено освобождение от транспортного налога, прорабатывается стимулирование денежными мерами, отметила заместитель министра инфраструктуры региона Елена Орлова. Но пока, по ее словам, этот рынок в регионе настолько мал, что предпринимать конкретные шаги по введению дополнительных мер стимулирования и мотивации жителей региона к приобретению электрокаров еще рано.

Сейчас в Калининградской области количество электромобилей растет, но не так активно. Одна из причин – недостаточно развитая инфраструктура зарядных станций. Со следующего года федеральные власти выделят субсидии для Калининградской области, которые помогут закрыть часть издержек производителей электрозарядной инфраструктуры, что поможет ее значительно увеличить, заявила заместитель министра.

По мнению вице-президента – директора Центра локализации и аутсорсинга АВТОТОР Дмитрия Чемакина, принятие «отложенных» решений по развитию инфраструктуры и мерам поддержки спроса не способствует росту рынка электромобилей.

«Некорректно ставить вопрос, что «когда будет рынок электромобилей, тогда и появится инфраструктура и меры поддержки», - подчеркнул он. - Все меры должны быть просчитаны, заявлены и гарантированы для будущего покупателя. Это поможет обосновать, стимулировать приобретение электрокаров. Мы на рабочей группе в правительстве предлагали и обсуждали, все три уровня поддержки владельцев. Первая – при покупке, вторая – при эксплуатации, а третья – дополнительные привилегии. По такому пути идет весь мир. При покупке важный фактор – это цена. В Калининградской области уникальная ситуация, в регионе присутствует как производитель автомобиля - компания АВТОТОР, так и производитель батарей компания «РЭНЕРА», которые будут заниматься глубокой локализацией электрокаров и мотивированы закладывать в стоимость минимальные производственные затраты.

Необходимость субсидирования покупателя также была предметом обсуждения, целевые субсидии покупателю показали свою эффективность во многих государственных программах. Мы предложили обсудить вариант регионального освобождения от налога на добавленную стоимость, этот косвенный налог, который включается в цену и оплачивается покупателем. Это, наряду с другими привилегиями, была бы значительная поддержка и мотивация покупателя, как и освобождение от транспортного налога, которое уже есть в регионе».

Дмитрий Чемакин также напомнил, что с 2023 года в регионе будет действовать программа ремоторизации: в некоторые марки автомобилей по желанию владельца можно будет вместо двигателя внутреннего сгорания установить электрическую силовую установку. АВТОТОР прорабатывает соответствующие технологические решения. Такая программа также может стимулировать жителей региона обновлять свои автомобили и пересаживаться на электрокары, отметил он.

«Ремоторизация – это программа, когда в автомобиле заменяется двигатель внутреннего сгорания и сопутствующие системы на электрическую силовую установку. Сейчас для нас уже две мировые компании готовят комплекты, связывают их по управляющим сигналам, и уже с апреля 2023 года мы сможем некоторые модели автомобилей ремоторизировать по желанию владельцев. Мы заменим двигатель внутреннего сгорания, бак, выхлопную систему, примем технические решения по размещению батарей, смонтируем электрическую силовую установку, согласованную со всеми системами, такими как АБС, тормозной системой. И это будет, по сути, электромобиль только не новый, а ремоторизированный. Для нас эта программа предоставит возможность обновить парк автотранспорта в Калининградской области, для владельца – снижение затрат на эксплуатацию и на запчасти. И конечно плюс — это возможность в регионе ездить без заправки углеродным топливом, заряжая машину только дома и около работы. И если мы предложим жителям региона свои электромобили, программу ремоторизации, при условии недорогой стоимости комплекта, а также развитую инфраструктуру зарядных станций, тогда появится стимул пересаживаться на электрокары», - сказал Дмитрий Чемакин. В рамках программы развития зарядной инфраструктуры на территории региона сегодня действуют девять таких объектов, и до конца года появится ещё два. Благодаря участию Калининградской области в пилотном эксперименте по созданию инфраструктуры для электротранспорта с 2023 года 60% затрат на строительство заправок и 30% затрат на подключение их к электросети можно будет субсидировать за счет федерального и областного бюджета.

Развитие электрозарядной инфраструктуры в Калининградской области началось в 2017 году, напомнил исполняющий обязанности заместителя генерального директора по цифровизации АО «Россети Янтарь» Андрей Задорожный. Сейчас новые станции появляются как в Калининграде, так и в муниципалитетах - Зеленоградске, Светлогорске, Янтарном, на Куршской косе, в Гусеве, в Советске. До конца этого года появятся еще две электрозаправки. Действует программа развития электрозарядной инфраструктуры до 2025 года.

К развитию зарядной инфраструктуры в регионе проявляет интерес и частный бизнес. Сейчас в Калининграде уже 6 частных электрозаправок. В ближайших планах установка еще двух. В первом полугодии 2023 года планируется установить еще 20 зарядных станций. Располагаются они в основном на территории жилых комплексов или крупных компанийНайти место для такой них не так просто, есть свои юридические тонкости, отметил генеральный директор компании Voltfuel Артем Тачков. Для частной сети электрозарядных станций нет нормативной базы. Но если будут подвижки в этом направлении, и процедура установки будет упрощаться, эта сеть будет расширяться, подчеркнул бизнесмен.

Владельцы электромобилей, которые уже используют этот вид транспорта в регионе, говорят, что замечают появление новых станций и развитие сети электрозарядной инфраструктуры в целом. Но для других автовладельцев эти станции незаметны, и нужно, чтобы они отмечались на картах. Низкая информированность о возможностях использования электротранспорта в регионе многих отпугивает от покупки электромобиля, считает владелец электромобиля Борис Сытьков.

Подробнее участники «круглого стола» остановились на отдельных предложениях по развитию электротранспорта в зонах отдыха. Одна из возможных мер – ограничения на посещение рекреационных и туристически привлекательных зон на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, например, в приморских городах и курортных зонах. Там можно создать перехватывающие парковки с электрокаршерингом, чтобы жители региона и туристы могли взять такой автомобиль на прокат или же путешествовать на своем электромобиле.

«Туристическая отрасль и приморские города региона могут получить совершенно другой, уникальный потенциал для своего развития, если ограничат въезд и парковку автотранспорта с ДВС в туристические районы и откроют его для транспорта на безуглеродном топливе, обеспечив возможность жителям и гостям региона передвигаться на арендованном или приобретенном электротранспорте», - отметил Дмитрий Чемакин.

По итогам дискуссии были выделены три наиболее перспективных направления для повышения мотивации жителей региона по использованию электротранспорта и выработки соответствующих мер поддержки: это субсидирование покупке электромобиля, чтобы снизить начальную стоимость электрокаров; меры поддержки при эксплуатации и дополнительные привилегии при использовании электромобилей.

По каждому из этих направлений есть примеры эффективной международной практики и достойные внимания местные инициативы, применение которых в рамках комплексного подхода может послужить хорошим стимулом для ускорения перехода Калининградской области на «зеленый транспорт», заключили участники «круглого стола».

Накануне новогодних и рождественских праздников на АВТОТОР стартовала ставшая уже традиционной социальная акция «Ёлка чудес», которая проводится совместно с Калининградским благотворительным детским центром «Верю в чудо».

Подопечные центра «Верю в чудо», находящиеся на лечении или проходящие реабилитацию, написали свои пожелания к Новому году, которые были переданы на предприятия АВТОТОР. Пожелания детей будут размещены на елках в фойе административных корпусов в виде красочных открыток. Как и в 2021 году, работники компании принимают участие в акции в индивидуальном порядке и в составе производственных коллективов – бригад, цехов, отделов.

Вручение подарков состоится в последние две недели уходящего года при поддержке волонтеров центра «Верю в чудо», которые посетят детей и поздравят их с наступающими праздниками. В ходе поздравлений дети получат также видеопоздравления от работников АВТОТОР.

«Акция «Ёлка чудес – АВТОТОР» в 2021 году вызвала большой отклик у сотрудников нашего предприятия. Люди участвовали и индивидуально, и дарили коллективные подарки. Мы ожидаем, что в 2022 году количество участников будет не меньшим. Уходящий год был очень непростым для компании, которая столкнулась с негативным влиянием международных санкций. Но несмотря на все сложности, наши работники не остаются в стороне от таких добрых, ставших уже традиционными для нас предновогодних социальных проектов. Мы понимаем, как для деток с тяжелыми заболеваниями и их семей важна поддержка, участие и внимание. И очень рады возможности внести свой посильный вклад в создание для них атмосферы «маленького чуда» накануне новогодних праздников, - подчеркнула начальник Управления формирования и развития корпоративной культуры и молодежной политики АВТОТОР Наталья Пыцкая.

АВТОТОР на протяжении нескольких последних лет на регулярной основе поддерживает Благотворительный детский центр «Верю в чудо», который оказывает комплексную системную помощь детям с онкологическими, гематологическими, аутоиммунными, орфанными заболеваниями, а также детям, нуждающимся в паллиативной помощи в Калининградской области. Ежегодно сотням маленьких калининградцев оказывается помощь в виде организации реабилитационных лагерей «Мираклион» и «Фрупполо», оплат расходов на сложное медицинское оборудование, медицинские расходные материалы, лекарственные препараты, технические средства реабилитации, транспортировку к месту лечения.

В частности, в течение 2020 – 2022 гг. Благотворительному детскому центру «Верю в чудо» была оказана поддержка в проведении мероприятий и акций в помощь больным детям. АВТОТОР осуществлял ежегодное финансирование проектов центра, в частности, закупку оборудования и расходных материалов для Благотворительного надомного хосписа «Дом Фрупполо», проведение массовых мероприятий и акций в размере 500 тыс. рублей.

В марте 2019 года надомному хоспису «Дом Фрупполо» был подарен двухмиллионный автомобиль KIA Cerato, сошедший с конвейера завода АВТОТОР, для перевозки специалистов, обслуживающих подопечных Центра. В декабре 2019 года в рамках акции «Добрый флешмоб», приуроченной к 25-летнему юбилею АВТОТОР, Благотворительному детскому центру «Верю в чудо» был перечислен один миллион рублей на закупку медицинского оборудования для детей с тяжелыми заболеваниями.

АВТОТОР выступает генеральным партнером благотворительного волейбольного турнира «Благоволейбол». Футбольная команда и команда велосипедистов завода принимают участие во всех соревнованиях, которые проводит центр «Верю в чудо».

Сотрудники АВТОТОР в качестве волонтеров участвуют в акциях и мероприятиях, которые проводятся для подопечных Центра. Популярный вокальный квартет «АтриМ», над которым шефствует АВТОТОР, проводит благотворительные концерты для детей с тяжелыми заболеваниями и их родителей.

Справка. Компания АВТОТОР основана в 1994 году в Калининграде. Предприятие первым в России начало выпуск автомобилей иностранных брендов. Производство ведётся с мая 1997 года. Общий объём производства превысил 2,5 млн автомобилей.

Компания АВТОТОР продолжает сотрудничество с ведущими российскими вузами в рамках реализации программы развития импортозамещения и обеспечения экономической независимости отечественного автомобилестроения.

Это университеты как в Калининграде, где располагаются все производственные площадки компании, например, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, так и в столице. Одно из таких высших учебных заведений – Московский политехнический университет – ведущий российский вуз в сфере машиностроения, транспортных систем и технологий, транспортного и промышленного дизайна и др. Заместитель председателя Совета директоров «АВТОТОР Холдинг» Александр Сорокин, выступая на совете по грантам Министерства образования и науки по рассмотрению ежегодных отчетов университетов-участников программы «Приоритет 2030», рассказал о взаимодействии компании с Московским политехом.

«Наше сотрудничество началось практически сразу после начала работы завода АВТОТОР. Как известно, в Калининградской области никогда не было автомобильной промышленности, и поначалу мы привлекали специалистов с других предприятий региона, которые в тот момент закрывались. Но потом возникла необходимость готовить таких специалистов заранее. Одно из наиболее известных учебных заведений, это Московский политех, раньше было МАМИ, которое готовило и технологов, и производственников, и конструкторов для автомобильной промышленности, именно поэтому мы и обратились туда», - отметил Александр Евгеньевич.

По его словам, несмотря на географическую удаленность удалось наладить эффективный формат взаимодействия. С одной стороны, преподаватели вуза прибывали в Калининград и проводили цикл обучающих лекций. С другой стороны, специалисты АВТОТОР, приезжали в Москву на повышение квалификации. Таким образом, удалось обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров на предприятии, и Московский политех оказал в этом вопросе большую помощь.

В настоящее время, как подчеркнул Александр Сорокин, АВТОТОР тесно взаимодействует с Московским политехом в реализации программы создания автомобилей на альтернативных источниках энергии, в том числе, основываясь на принципе импортозамещения.

«Если говорить о импортозамещении, когда весь мир закрылся от нас, мы приняли решение организовать производство электромобилей. Дело в том, что российское автомобилестроение глубоко интегрировано в мировое, многие автокомпоненты у нас просто никто не делал и они поставлялись на отечественные предприятия извне. Для того, чтобы пропустить этот бензиновый или дизельный этап, мы решили сразу перейти на следующий, на электропривод, что обеспечивает много преимуществ, в первую очередь, кардинальное сокращение количества автокомпонентов. Если для производства обычного автомобиля требуется порядка 20 тысяч автокомпонентов, то для электромобиля - только 4 тысячи.

Но тут же стало понятно, что необходимых размеров электродвигателей – нет. Мы сейчас создаем завод по производству электродвигателей, он должен заработать уже в 2023 году. Естественно, нам нужны специалисты, и специалисты не просто по двигателям, или батареям, мы эту работу делаем совместно с «Росатомом», нам нужны специалисты по системам управления. Это система управления не просто двигателем, а автомобилем, в составе которого есть силовая электроустановка. У Московского политеха очень богатый опыт в этой области, и мы рассчитываем, что сможем объединить наши усилия для выполнения данной задачи», - сказал Александр Сорокин.

Еще одна сфера коллаборации с Московским политехом – разработка и применение новых материалов для автомобилей. На АВТОТОР ведется освоение использования такой технологии изготовления деталей корпуса автомобилей для будущих проектов как 3D-печать.

«В университете отрабатываются все самые передовые решения и технологии, поэтому здесь просматриваются самые широкие горизонты сотрудничества. Еще одна интересная тема для нас – это применяемые материалы. Мы хотим использовать в конструкции вторичные материалы, это, в первую очередь, полиэтилентерефталат, то есть всем известные пластиковые бутылки. Безусловно, это не конструкционный материал, но он может использоваться в отделке автомобилей. Из полиэтилентерефталата можно изготавливать гранулы, из которых получать нити, ткани. Можно использовать его как наполнитель для упрощения конструкции. У него очень много других применений. Это позволит снизить стоимость электромобиля, который дороже обычного за счет стоимости батареи. У нас немного возможностей снизить стоимость батареи, поэтому снижать нужно что-то другое, второе по значимости, это, в частности, кузов. Подобные технологии и способны снизить эту стоимость. Вот такую задачу мы перед Московским политехом поставили, и уверены, что она будет реализована», - отметил Алесандр Сорокин.