На площадке Центра пляжных видов спорта физкультурно-оздоровительного комплекса «АВТОТОР-Арена» впервые в истории Калининградской области состоялся Турнир по пляжным видам единоборств «Балтийский ковер» на призы крупнейшего предприятия региона – автомобилестроительной компании АВТОТОР.
Турнир открыли юные спортсмены из Калининградской региональной федерации спортивной аэробики. Девочки и мальчики провелипоказательное выступление под зажигательную музыку.
В соревнованиях приняли участие свыше 60 спортсменов, представляющих областные федерации спортивной борьбы и самбо и дзюдо, а также представители Киргизии, Белоруссии, Казахстана и Армении. Как подчеркнул в ходе торжественной церемонии открытия турнира заместитель министра спорта Калининградской области Евгений Скачков, на территории самого западного региона России интенсивно развиваются пляжные виды спорта.
«В настоящее время во всех муниципалитетах области открываются спортивные площадки. Может, не такие прекрасные, как этот пляжный стадион, построенный заводом АВТОТОР, но везде есть возможность заниматься этими видами спорта. И наша область уверенно выходит в лидеры по развитию пляжного спорта. Я благодарю всех организаторов соревнований, Федерацию спортивной борьбы Калининградской области, Федерацию самбо и дзюдо Калининградской области, и большое спасибо компании АВТОТОР за этот великолепный стадион», - отметил Евгений Борисович.
От имени АВТОТОР участников и зрителей турнира «Балтийский ковер» приветствовал вице-президент по социальному развитию и общим вопросам Вадим Бобрович. «Наша компания планомерно реализует свои социальные программы, одним из важных элементов которой является строительство и оснащение физкультурно-оздоровительного комплекса «АВТОТОР-Арена». И мы продолжаем развивать ФОК и создали Центр пляжных видов спорта, где впервые в истории региона проходят соревнования по пляжным видам единоборств. Я поздравляю всех с этим знаменательным событием и желаю спортсменам уверенной победы, а зрителям и болельщикам ярких эмоций!» - сказал Вадим Александрович.
Президент областной Федерации спортивной борьбы Евгений Абарюс отметил важность события для развития спорта в регионе. «Я бы хотел поблагодарить основателя компании АВТОТОР Владимира Ивановича Щербакова и его команду за создание прекрасной возможности для развития спорта в Калининградской области. И сегодня мы открываем с вами эту площадку пляжных видов спорта, которые являются одним из приоритетных направлений в развитии спорта в Российской Федерации. Это начало большого будущего! В добрый путь!» - подчеркнул Евгений Романович.
В своем выступлении президент Федерации самбо и дзюдо Калининградской области Максим Плечков также выразил благодарность руководству компании АВТОТОР и «АВТОТОР-Арене» за организацию столь масштабного турнира. По его предложению участники мероприятия почтили минутой молчания память Героя Российской Федерации, ветерана подразделения «Вымпел» Алексею Катериничева, погибшего при выполнении служебного долга в Херсонской области. В день проведения турнира полковнику Катериничеву, который много лет занимался самбо и дзюдо и был мастером спорта по рукопашному бою, исполнилось бы 49 лет.
Центр пляжных видов спорта на «АВТОТОР-Арене» создан в дополнение к уже действующим спортивным площадкам. Основные работы по строительству объекта и благоустройству территории произведены силами работников АВТОТОР в рамках программы по обеспечению занятости в связи с резким сокращением объема производства в 2022 году под влиянием международных санкций. Для возведения площадки было извлечено 760 кубометров грунта. Чаша стадиона оборудована с применением лиственницы, что гарантирует защиту от гниения и долговечность сооружения. Также установлена трибуна для зрителей с навесом, защищающим от солнца и дождя.
Как сообщил генеральный директор «АВТОТОР-Арены» Адам Барахоев, территория Центра пляжных видов спорта позволяет разместить три волейбольных площадки, стандартную футбольную арену и площадки для проведения самых разных видом спорта – от регби до борьбы. «Большое спасибо основателю АВТОТОР Владимиру Ивановичу Щербакову за то, что он создает такие площадки для развития спорта в Калининградской области. Наш пляжный стадион соответствует всем стандартам для проведения соревнований самого высокого уровня. В настоящее время мы ведем переговоры, чтобы заявить наш Центр пляжных видов спорта как площадку для проведения первенства России по пляжной борьбе 2023 года», - подчеркнул Адам Асхабович.
После исполнения государственного гимна России начались соревнования турнира «Балтийский ковер». Спортсмены, в числе которых были как представители юного поколения, так и признанные мастера единоборств, выступали в двух категориях - пляжная борьба и пляжное самбо.
Продолжительность поединков составляла не более трех минут. Для победы в категории пляжного самбо было достаточно любого перевода на три точки или броска, а у борцов - или последовательно набранных трех баллов, или красивого броска такого же достоинства.
Кульминацией спортивного праздника стали поединки в абсолютной категории. По итогам зрелищных схваток абсолютным победителем соревнований стал выпускник областного училища олимпийского резерва, призер национальных и международных соревнования Арсен Балаян. Ему был вручен главный приз турнира «Балтийский ковер» - живой баран. Чемпион взял его на плечи и совершил традиционный круг почета.
Завершили соревнования награждения победителей и призеров. Призы были предоставлены компанией АВТОТОР. Кроме того, трехкратный мира по борьбе Алексей Шемаров учредил персональный приз лучшему тяжеловесу. Проведение турнира также поддержали партнеры мероприятия – калининградские компании «Гидрострой Инжиниринг», «Акфен» и «Шинторг».
Справка. Компания АВТОТОР основана в 1994 году в Калининграде. Предприятие первым в России начало выпуск автомобилей иностранных брендов. Производство ведётся с мая 1997 года. Общий объём производства превысил 2,5 млн автомобилей.
ссылка на источник
На калининградском заводе "Автотор" проведена первая тестовая ремоторизация автомобиля с пробегом. Десятилетний седан реконструирован в электромобиль: на нем переустановили двигатель внутреннего сгорания на электрический и смонтировали новые электронные системы управления. Технология ремоторизации - это установка не только электрического двигателя и блока батарей, но и еще 17 элементов управления. Технология ремоторизации - это установка не только электрического двигателя и блока батарей, но и еще 17 элементов управления.
В качестве пилотного автомобиля был выбран популярный седан KIA Cerato с бензиновым двигателем, изготовленный на "Автоторе" в 2012 году. Как объясняют специалисты концерна, технология ремоторизации помимо установки электрического двигателя и блока батарей включает в себя установку 17 элементов управления от зарядного блока и электрического отопителя до блоков управления системами автомобиля.
Практически все необходимое для ремоторизации планируется изготавливать в Калининграде. В 2023-2024 годах здесь будут введены в эксплуатацию 12 новых заводов по локализации производства электромобилей. Строительство корпусов и контрактация самого современного оборудования уже завершается. В целях выполнения программы развития автопрома до 2030 года Минпромторг России и "Автотор" готовят изменения к специнвестконтракту (СПИК), предусматривающие существенное увеличение инвестиций в создание новых мощностей плюсом к действующим обязательствам в объеме 32 миллиарда рублей.
Старый парк статистику портит
Программа ремоторизации действующего парка замены старых двигателей у коммерческих и легковых автомобилей на новые могла бы стать национальной, считает основатель "Автотора" доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН Владимир Щербаков.
Сейчас в стране из общего парка примерно 40 миллионов авто средним возрастом 14 лет, более четверти легковых автомобилей и свыше 40 процентов грузовиков эксплуатируются больше 15 лет, по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России. Прогнозируется дальнейшее ухудшение ситуации с аварийностью на дорогах из-за увеличения числа подержанных машин и ускоренного старения автопарка.
Владельцы, всякий в меру своих возможностей, поддерживают жизнь старых машин, но с каждым годом это все сложнее и дороже. Усугубили ситуацию и санкционные ограничения, не только вызвавшие значительный рост цен на запчасти, но и резко обострившие вопросы использования контрафактных деталей.
В прошлом году стоимость запчастей, по официальным данным, выросла в среднем на 30 процентов. Но именно в среднем: по каким-то моделям цена увеличилась на 10-15 процентов, а, например, по немецким маркам рост составляет 100 процентов, а по некоторым узлам и более, говорит известный автоэксперт, шеф-редактор радио "Автодор" и член общественного совета МВД России Игорь Моржаретто. Увеличилась не только цена, но и сроки поставки. Теперь практически ни в одном салоне нельзя сразу поменять деталь, приходится заказывать ее и ждать и месяц, и два, а по каким-то машинам, говорят, и полгода.
Серый импорт не спасет
Поможет ли в этой ситуации так называемый параллельный импорт автозапчастей?
Легко понять, что с учетом вторичных санкций мало кто из крупных производителей будет так рисковать. Никому не хочется терять гигантские контракты с западными компаниями только ради того, чтобы продать нам на несколько сот тысяч компонентов, поясняет Владимир Щербаков. Следовательно, в поставку по параллельному импорту придут главным образом небольшие компании, у которых неизвестные технологии, оборудование, материалы и неизвестное, по крайней мере не гарантированное и не сертифицированное, качество. Сплошной контрафакт, причем такой, который невозможно проверить. Это грозит вспышкой аварийности, и ситуация с безопасностью движения усугубится из-за гигантского количества марок: парк эксплуатируемых в России автомобилей включает почти все бренды и модели, которые в мире производились. Обеспечить его оригинальными запчастями в создавшихся условиях весьма проблематично. Контрафактные запчасти для ответственных узлов, включая двигатель, трансмиссию, тормозную систему, управление, просто опасны, и их применение, на мой взгляд, следовало бы запретить под угрозой уголовной ответственности. В то же время, ориентируясь на нормальную работу с мировым рынком, создание своего производства критически важных запасных частей типа коробки передач, двигателя, аппаратуры, систем управления, силовой электроники не считали первоочередной задачей.
Что же делать в такой ситуации? Быстро обновить весь автопарк в стране нереально. Оригинальные запчасти дороги и труднодоступны, контрафактные недопустимы технически. Создавать мощности по производству запчастей для устаревших и в обозримом будущем покидающих мировой рынок технологий (бензиновые, дизельные двигатели, механические узлы и агрегаты) вряд ли целесообразно, считает Владимир Щербаков. Количество электромобилей постепенно будет увеличиваться, но это не решит проблему.
Кроме того, специалисты прогнозируют замораживание рынка новых автомобилей на уже сложившемся уровне примерно в 1-1,3 миллиона штук, называя в числе причин низкую покупательную способность населения, не очень высокую уверенность в завтрашнем дне, отложенный спрос и так далее. Поэтому на первый план выходит задача поддержать действующий парк, и в ближайшее время она станет серьезной головной болью властей всех уровней.
Я вижу тут несколько вариантов, говорит Владимир Щербаков. Первый - люди попробуют все-таки достать оригинальные запчасти. Тяжелый путь, скорее всего, особых успехов по нему не будет. Второй - попробовать организовать это производство в России. Что по многим комплектующим экономически нецелесообразно, потому что в ближайшие годы двигатели внутреннего сгорания во всем мире начинают сниматься с производства, вводится запрет на выброс СО2. В это время строить новые заводы по выпуску комплектующих и запчастей для этих старых типов двигателей не лучшая идея. Исходя из этих факторов - экология, безопасность движения и покупательский спрос населения, - мы предложили идею ремоторизации. Цель - превратить основные минусы в большие плюсы, совместить совокупность этих факторов с идеей развития и технологического суверенитета, о которой говорит президент Путин.
Операция на сердце
В чем суть идеи ремоторизации, предложенной руководством "Автотора" и поддержанной властями Калининградской области? Она проста и логична: продление жизни автомобиля заменой его сердца - двигателя. Ведь за редким исключением 15-20-летние автомобили выпускались уже по более или менее современным технологиям. Кузовы их сделаны качественно, мало подвержены коррозии, даже если они побывали в аварии. А все пластмассовые и резиновые компоненты, производимые из расчета 7-8 лет жизни, высыхают и приходят в негодность, даже если машина не эксплуатируется, и подлежат замене в любом случае. Важно заменить ключевые для безопасности движения и для экологии агрегаты.
Быстро обновить весь автопарк страны невозможно, поэтому на первый план выходит задача поддержать действующий Более 50 лет работы в автомобильной промышленности (АвтоВАЗ, КамАЗ, "Автотор"), опыт работы последним председателем Госплана СССР, надеюсь, дают мне право предложить решение, говорит Владимир Щербаков. Давайте все эти старые двигатели, ходовые и управляющие системы у коммерческих и легковых автомобилей заменим на новые, используя мощности, которые в стране уже есть. А новые мощности создадим только под перспективу развития - электрические, водородные и гибридные автомобили. Заодно проведем унификацию, и необходимость в обеспечении запчастями такого разномарочного автопарка просто отпадет. Это же мечта любого сидящего за рулем (а их в стране более 50 миллионов человек), чтобы была возможность провести техническое обслуживание автомобиля в любой точке страны и при этом замененная запчасть была гарантированного качества и не подвела в дороге.
По мнению Владимира Щербакова, целесообразно выбрать несколько типов двигателей, сделать на них ставку и начать в больших объемах производить для замены на старом парке. Благоприятные условия для этого созданы в условиях падения продаж новых автомобилей. Все производства технически сложных запчастей могут выйти на проектные показатели независимо от количества потребляемых рынком новых автомобилей. Будут обеспечены работой центры техобслуживания и ремонта, появится загрузка многих производств, вырастет зарплата работников, оживится и их покупательная способность.
В стране уже есть многое для такого решения, уверен основатель "Автотора". Новые инвестиции нужны по минимуму, в отдельные точки. Например, в стране есть несколько видов дизельных двигателей. В частности, КамАЗ и Ярославский завод создавались под совокупную мощность примерно 700-800 тысяч двигателей в год. Все заготовительные, литейные и сборочно-испытательные мощности имеются. Думаю, что их можно было бы развить и модернизировать, заодно поставить на производство современную дизельную и газовую аппаратуру. Без особых инвестиций можно организовать изготовление под эту программу примерно 400-500 тысяч двигателей в год уже с 2024-2025 годов. За 5-7 лет на наиболее активно используемых автомобилях можно было бы заменить двигатель тоже на дизельный или с газовой аппаратурой, но уже "Евро-6" и "Евро-7". Нужно использовать и другие мощности, прежде всего брендов, прекративших производство в России. Есть мощности на ГАЗе, выпускавшем в советский период свыше 250 тысяч авто в год. Производство запчастей активно осваивалось в 1980-1990-е годы на предприятиях ВПК. Надо изучить, что и как можно восстановить. Вряд ли там выбросили все оборудование. Президентом была поставлена задача резко увеличить загрузку таких заводов гражданской продукцией. Понимаю, что для них сейчас не лучшее время для подключения к обсуждаемой проблеме, но все же возможности есть…
В совокупности под задачу ремоторизации легкового и легкого коммерческого транспорта можно выпустить близко к миллиону двигателей и даже силовых агрегатов в сборе. Под такой объем производства, не сомневается Владимир Щербаков, всегда найдутся желающие инвестировать. Здесь также за 5-7 лет можно резко изменить ситуацию с запчастями, безопасностью и транспортными экологическими выбросами. А тем временем "Автотор" в сотрудничестве с Минпромторгом России готовится к подписанию СПИК по созданию производства электрических и гибридных двигателей мощностью 120-150 тысяч штук, что обеспечит потребности отраслевого производства новых автомобилей и ремоторизации начиная с 2024-2025 годов.
Замена без риска
Как показал первый опыт "Автотора", двигатели внутреннего сгорания (ДВС) вполне успешно можно заменять на электродвигатели. Предприятие запускает их производство первой очереди мощностью примерно 60 тысяч штук в год. Планируется выпуск полностью всего комплекта для ремоторизации.
Ремоторизация в принципе доступна для любых моделей автомобилей, говорят специалисты "Автотора". По их оценкам, работа по замене ДВС на электродвигатель обойдется примерно в 80 тысяч рублей - без стоимости самого двигателя и батареи. Это дает большую экономию в эксплуатации, потому что стоимость электричества и запчастей сильно отличается от стоимости бензина или дизеля, не говоря уже о бесконечных расходах на ремонт старых автомобилей.
Что касается возможных технических рисков, они будут исключены качеством выполнения работ и одобрением всех дополнений, вносимых в конструкцию, уполномоченными органами в области безопасности эксплуатации транспортных средств. Сам по себе двигатель ввиду существенно меньшего веса, наоборот, будет нести меньший риск при возможных авариях. Нужны будут дополнительные работы и затем соответствующие испытания. Разумеется, нужна будет и понятная процедура оформления такого автомобиля в ГИБДД.
В ближайшие годы двигатели внутреннего сгорания во всем мире начинают сниматься с производства, вводится запрет на выброс СО2 А чтобы такая услуга стала привлекательной, нужны различные меры стимулирования. В "Автоторе" предлагают обратиться к мировому опыту. Например, субсидировать процентные ставки, выдавать специальные целевые кредиты под небольшой процент. Во многих странах действуют прямые субсидии на покупку электромобиля. Есть и практика по введению нулевого транспортного налога для электрических автомобилей. Еще один вариант - использовать средства от акциза на бензин на то, чтобы стимулировать переход на электрический транспорт.
Должны быть специальные цены на электроэнергию и другие условия, при которых переход на более экологичные виды двигателей будет выгодным и привлекательным, считает Владимир Щербаков. Конечно, господдержка будет нужна. Не такая большая, она в нашем понимании практически полностью может укладываться примерно в тот объем господдержки, которую правительство оказывало при покупке новых автомобилей за счет применения выкупа автомобилей для утилизации. Мы сегодня работаем над этой задачей с правительством. Готовим предложения, прорабатываем их. То есть мы говорим о программе, которая могла бы стать национальной.
Территория комфорта
Логично, что первый эксперимент по ремоторизации руководители "Автотора", Минпромторга России и правительства региона решили провести именно в Калининградской области: здесь находится сам концерн со всеми производственными и конструкторскими мощностями. Здесь почти идеальные условия для эксплуатации "транспорта будущего": компактная территория с небольшими расстояниями, развитая сеть автодорог, мягкий климат, почти плоский рельеф местности. А еще здесь европейские соседи, которые к 2035 году планируют полный отказ от двигателей внутреннего сгорания, и тогда выехать по суше ни на одной бензиновой или дизельной машине из Калининградской области будет невозможно, разве что на пароме в Санкт-Петербург.
Неудивительно поэтому, что самый западный регион включен в перечень пилотных территорий для создания инфраструктуры для электротранспорта и стал "пилотом" в федеральной программе по развитию инфраструктуры и перехода на электротранспорт до 2030 года. Для координации действий органов власти и бизнеса в этом проекте при правительстве Калининградской области создана рабочая группа по вопросам развития электротранспорта, зарядной инфраструктуры и ремоторизации в регионе. В ее состав вошли представители профильных министерств, холдинга "Автотор", компании "Россети Янтарь", госкорпорации "Росатом" и муниципальных образований.
Это комплексный план действий, который предусматривает не только подготовку инфраструктуры, но и внесение изменений в законодательство - как региональное, так и федеральное: от упрощения регистрации таких транспортных средств до включения новых требований в нормы градостроения, территориального планирования, чтобы, к примеру, при проектировании кварталов, торговых центров планировались места для размещения электрозарядных станций, поясняет вице-президент "Автотор Холдинг" Дмитрий Чемакин, входящий в рабочую группу.
Формулируются, по его словам, также различные меры стимулирования приобретения электромобилей или техкомплектов ремоторизации, разрабатывающихся на "Автоторе", а также покупки или производства на территории региона зарядных станций.
В числе таких стимулов должно быть не только прямое финансирование приобретения, хотя такая задача есть, и мы будем всячески уменьшать затратную часть, применяя российские технологии, и, соответственно, ждем от федеральных и региональных властей поддержки не нам, а тем людям, которые принимают решение о приобретении электромобиля. Но они не будут покупать только потому, что мы уменьшим цену. Базовый подход - создать территорию гостеприимства для использования электрического транспорта, нужен целый ряд мер, которые позволят достаточно комфортно пользоваться электромобилем на территории региона, считает Дмитрий Чемакин. Это и достаточная насыщенность ЭЗС, и их удобное расположение, и льготы на муниципальных парковках для электрических транспортных средств, и разрешение на их использование в рекреационных зонах, таких как Куршская коса, приморские муниципалитеты. Ведь электромобили это прежде всего оздоровление экологии, и они станут незаменимы, если говорить об ограничении въезда в места отдыха на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания. Создание перехватывающих парковок с электрокаршерингом обеспечит потенциал для развития туристической отрасли в целом и курортных городов в частности, сделает их более удобными для жизни и посещения.
В нашей области уже действует освобождение владельцев электромобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил от транспортного налога. Эта мера поддержки предусмотрена Налоговым кодексом, уточнила министр развития инфраструктуры Калининградской области Евгения Кукушкина. Также введено субсидирование покупки электромобиля российского производства. Размер скидки составляет 35 процентов, но не более 925 тысяч рублей. А что касается зарядной инфраструктуры, сейчас в эту сферу приходят и частные компании, которые устанавливают свои ЭЗС, повышая плотность покрытия. Федеральное правительство выделяет субсидии для организаций, которые будут устанавливать электрозарядки, - 60 процентов от стоимости оборудования и 30 процентов от стоимости технологического присоединения к электросети. Эти субсидии наш регион должен получить в 2023 и 2025 годах.
Есть идея
На "Автоторе" работают и над тем, как снизить цену электромобиля для потребителей. Самая дорогая составляющая замены ДВС на электродвигатель - батарея с силовой электроникой: от одной трети до 45 процентов стоимости электромобиля.
В России могут наладить производство систем ESP. Какие автокомпоненты уже удалось заместить Мы обсуждаем сейчас с правительством, что батарею вообще можно не продавать владельцу авто (дорого, сложности с утилизацией и так далее). Есть идея лизинга, сдачи в аренду этих батарей, говорит Владимир Щербаков. Вот у нас, например, выпускать батареи будет "Росатом", мы договариваемся, что прямо на заводе получаем эти батареи и продаем автомобиль с обязательством оформления аренды на батарею. Дальше все становится очень удобно в эксплуатации, поскольку батареи можно все время менять. Можешь эту заряжать. Если с ней что-то происходит - заехал на станцию, оставил ее, заменил на новую и поехал дальше. Это все заботы производителя. Ему это тоже выгодно, потому что там очень дорогие редкоземельные металлы, которые чем дальше, тем будут дороже. Если нужно, они смогут переработать и произвести новые батареи из той же массы. И человеку удобно - не надо сразу отдавать большую сумму. Стоимость автомобиля станет примерно вполовину меньше.
Мнение
Игорь Моржаретто, автоэксперт, шеф-редактор радио "Автодор", член общественного совета МВД России:
- Идея ремоторизации достаточно любопытна, вокруг нее много разговоров и споров, но рациональное зерно тут есть. Во всех странах есть фирмы, которые делают это по желанию клиента, но до сих пор ремоторизация в массовом порядке нигде в мире не производилась. И мне кажется, что стоило бы опробовать эту идею, скажем, в масштабах Калининградской области и посмотреть, насколько это выгодно и целесообразно. Я как автовладелец задумался бы над идеей ремоторизации, если у меня автомобиль не новый, допустим, десятилетний, а кузов и подвеска в приличном состоянии. Ведь именно двигатель, как правило, страдает раньше других узлов, быстрее наступает износ в силу огромной нагрузки: представьте, деталь вращается со средней скоростью около 2 тысяч оборотов в минуту. И наступает момент, когда мотор начинает постоянно требовать какого-то ухода, вложений. И если расходы на ремоторизацию будут не столь велики, интересно было бы посмотреть, что из этого выйдет. Я в этом случае ничего не теряю, ничем не рискую, потому что мой автомобиль уже старый, стоимость его не так велика, и если есть возможность продлить его жизнь и при этом сделать недорогим в эксплуатации - почему бы и нет.
Кстати
На "Автоторе" отрабатывают еще один вариант модернизации, связанный с газомоторным транспортом. Сейчас тут в тестовом режиме устанавливают так называемый последовательный гибрид - тяговый электрический двигатель. У него есть батарея, но одновременно есть и газовый генератор, который тоже имеет свой газовый бак. Заряд подается на электрический двигатель. Если даже нет возможности зарядить батарею, всегда можно заправиться газом, и электрический двигатель дальше делает свою работу. Такие гибридные двигатели, рассчитывают специалисты, будут перспективны в ближайшее время.
Между тем
В регионе расширяется сеть электрозарядных станций (ЭЗС). Первая из них в Калининграде появилась в 2017 году. Тогда количество электромобилей в эксклаве можно было пересчитать буквально на пальцах одной руки.
Строить электрозаправки начали и частные компании, но большая часть - 11 действующих ЭЗС - принадлежит "Россети Янтарь". Эта энергокомпания, по данным регионального министерства инфраструктуры, в текущем году планирует установить пять быстрых электрозарядных станций мощностью 150 кВт, а к 2024-му - 20.
Тогда владельцы электромобилей без опаски смогут ездить по всему региону.
Тем более что сейчас устанавливаются станции нового типа Mode 4, где можно одновременно подключить два электромобиля, а полная зарядка занимает 40 минут.
Председатель Совета директоров «Автотор Холдинг» Валерий Горбунов в эксклюзивном интервью рассказал РБК Калининград о ближайших планах компании.
Один из основных налогоплательщиков Калининградской области, системообразующее предприятие — автомобилестроительный завод «Автотор» после ухода с российского рынка BMW, Hyundai и Kia активно перестраивает бизнес. О том, как идет этот процесс, с какими трудностями и вызовами приходится сталкиваться, как работается с новыми партнерами и какие планы на будущее строит автогигант, в эксклюзивном интервью РБК Калининград рассказал глава совета директоров «Автотор Холдинг» Валерий Горбунов.
— Валерий Иосифович, в связи с уходом BMW и Hyundai пришлось ли корректировать СПИК (специнвестконтракт — соглашение инвестора с государством — прим. ред.)?
— Мы будем менять некоторые положения в связи с небольшой передвижкой сроков. Но при этом мы подтверждаем ранее взятые на себя обязательства в объеме 32 млрд рублей. Предприятие находится на крейсерской скорости в плане выполнения этих обязательств. В настоящее время строится 12 заводов с новыми для нас и региона в целом компетенциями.
Это производство электродвигателей, аккумуляторных батарей, электронных систем, пластмасс, компактных электромобилей, нестандартного оборудования и оснастки, а также литейно-механический завод и Балтийский завод робототехники, окрасочное производство…
Все они нужны для того, чтобы создавать электромобили, а также другие автомобили на новых видах энергии, включая газовые и гибридные.
Появляются новые партнеры по реализации наших обязательств по СПИК. Но само содержание этих обязательств, цели этих инвестиций и планы по созданию новых производств не меняются.
— Скажите, есть ли надежда, что Hyundai и Kia возобновят контракты на сборку?
— Если и есть какая-то надежда на возвращение партнеров, то они как раз связаны с Hyundai и Kia. Что касается наших европейских партнеров, государственная политика их стран вряд ли позволит им вернуться. Наши партнеры очень жалеют, что им пришлось, как они до сих пор выражаются «приостановить производство». Но в любом случае в ближайшее время о возобновлении проектов с нашими прежними партнерами речи не идет.
— Какие есть особенности сборки китайских авто по сравнению с корейскими? Нужно ли было как-то под них перестраивать производство, обучать сотрудников?
— Конечно. Несмотря на то, что технология конвейерного производства у нас классическая, то есть стандартная для любых брендов и моделей, тем не менее запуск производства новых моделей требует существенной переналадки производства, подготовки и перепрограммирования электронного инструмента и роботизированного оборудования (а это более 200 наименований!), переобучения персонала для работы по технологическим картам соответствующих, новых для них моделей. Это и модернизации, и закупка нового оборудования, внедрение нового программного обеспечения, наладка автоматизированных элементов конвейера и многое другое.
Нельзя, к примеру, взять программное обеспечение, которое применяется при производстве автомобилей корейских брендов и перенести его на модель китайского бренда. Поэтому эту часть конвейера нужно было полностью переоснащать.
В сварочном производстве самое технологически сложное оборудование такое как, например, главный кондуктор, где происходит сварка всех частей кузова, рассчитано под конкретную модель и материалы кузова, под конкретную геометрию кузова. Его невозможно использовать под производство других моделей.
Поэтому при переходе на полный цикл производства новых моделей со сваркой и окраской кузовов, что предусмотрено планами развития сотрудничества с нашими китайскими партнерами, то оборудование, которым были оснащены линии по производству моделей корейских партнеров, не может быть использовано. Это потребует закупки нового оборудования.
Что касается переподготовки персонала, то в первую очередь это обучение предусматривает выполнение задач с высокой производительностью, с высоким качеством применительно к конкретному продукту, к конкретной операции при производстве автомобилей.
В связи с переходом на полностью новый модельный ряд продукции, мы ставим задачу, чтобы в течение двух лет каждый работающий слесарь механосборочных работ освоил все технологические операции, которые есть на главном конвейере. К примеру, если вы работаете на установке сидений, то вы должны научиться устанавливать и лобовое стекло, и бампер и т.д.
Нам необходимо сделать каждого работника универсалом, чтоб оптимизировать производство. Тогда люди смогут получать более высокую зарплату. А еще в любой момент можно будет варьировать с перестановками, ротацией кадров, появится взаимозаменяемость.
Это позволяет быстрее адаптировать производство к новым условиям, более гибко реагировать на те изменения, которые диктует рынок. Это — большая системная работа. Сейчас формируется программа обучающего процесса, чтобы охватить весь наш технологический, производственный персонал.
— Недавно прошла информация, что весь общественный транспорт Калининграда будут делать электрическим, а возьмется за это «Автотор». Это будет переоснащение, замена двигателей или что? Речь идет о конкретных договоренностях или это просто пока разговоры?
— Планируется и ремоторизация транспорта, и производство новых моделей, которые мы готовы будем поставлять для нужд городских хозяйств и других служб. У нас есть соглашения о намерениях с конкретными партнерами, у которых есть соответствующие модели коммерческих электромобилей, которые могут применяться для этих целей. Реализация этих планов предполагает выполнение многих условий. Это не быстрый процесс. Предстоит много работы на уровне проработки конструкторских решений.
Если говорить о ремоторизации, то мы с точки зрения решения технических задач готовы реализовать эту программу на территории Калининградской области.
На базе нашего Инновационно-технологического центра сейчас ведутся тестовые испытания с использованием бывшей в эксплуатации техники из собственного автопарка завода. В качестве опытных образцов используются и легковые и коммерческие модели автомобилей. Предстоит большая работа по отработке технологии.
Да, мы заявили, что готовы проводить ремоторизацию транспорта, у нас есть конкретные проработки по коммерческому транспорту со спецнастройками, в том числе тем, которые используются муниципальными службами. Мы готовы к этой работе, направленной на переход на экологичный транспорт на альтернативных видах топлива — газ и электричество.
Но для реализации этой программы в том масштабе, который мы обсуждаем, необходимо, чтобы были решены многие другие вопросы: это и подготовка соответствующей нормативно-правовой базы, и создание инфраструктуры для эксплуатации этой техники и т.д. При правительстве Калининградской области создана рабочая группа, которая обсуждает и вырабатывает решения по всему этому кругу вопросов. Губернатором утвержден план мероприятий по ремоторизации в рамках пилотного проекта. Таким образом мы видим, что руководство области заинтересовано в реализации этого проекта в регионе.
Калининградская область включена в перечень территорий и дорог федерального значения, определенных в качестве пилотных для создания инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года.
— Вернемся к разговору о внутренних делах «Автотора». Насколько убыточным стал для холдинга прошедший 2022 год?
— Не буду озвучивать конкретные цифры, но потери были существенные.
Объем произведенной продукции в 2022 году снизился в три раза по сравнению с уровнем предыдущего года. Объем выручки соответственно также кратно сократился.
Кроме того, мы взяли на себя дополнительные обязательства по финансированию программ, направленных на сохранение коллектива, по обеспечению занятости сотрудников в период простоя предприятия.
Часть коллектива была занята на подсобных работах на строительстве, на благоустройстве, ремонте оборудования, на других видах работ.
Предприятие не работало в течение нескольких месяцев, но мы продолжали людям платить зарплату. Это было решение акционера, осознанное решение, и оно, в первую очередь было продиктовано задачей сохранить людей, с которыми работали не один год. Инвестиции в людей — это дорогого стоит. Мы 25 лет растили, воспитывали свой коллектив, и не готовы были так просто его потерять.
— Валерий Иосифович, что дальше? Кроме уже заявленных китайских партнеров будут ли новые?
— Конечно, мы планируем расширять модельный ряд. Стремимся обеспечить доступность на рынке в потребительском спросе в разных сегментах. Продолжаем вести переговоры как с действующими, так и с потенциальными партнерами, чтобы сформировать линейку продукции, максимально отвечающую спросу. Наработок много. Наша делегация активно работала на шанхайской автомобильной выставке в апреле.
Могу сказать, что есть хорошие перспективы сотрудничества еще с несколькими китайскими компаниями. Помимо реализации проектов по производству автомобилей с ДВС (двигатель внутреннего сгорания — прим. ред.), рассчитанных на нынешние потребности рынка, мы наращиваем партнерские связи для создания производств электромобилей и других автомобилей на новой энергии, а также широкой номенклатуры автокомпонентов.
Ряд соглашений в части развития этих направлений были подписаны в Китае во время работы ряда руководителей «Автотор» на Российско-Китайском бизнес-форуме в Шанхае. Мы работаем с компаниями, которые имеют очень серьезные технические разработки и ноу-хау в этой области. Это передовые технологии, адаптированные под наши задачи, которые мы планируем применять при реализации проектов по созданию новых производств на производственной площадке «Автотор».
Мы создаем, по сути, целый кластер по производству новых видов продукции автопрома. Это совершенно новые направления, которые будут создавать дополнительные перспективы и возможности не только для экономики Калининградской области, но и для развития российской автомобильной отрасли в целом.
Как писал РБК Калининград 26 мая, что калининградский автоконцерн «Автотор» в ходе российско-китайского бизнес-форума в Шанхае (КНР) подписал соглашение о сотрудничестве с китайской компанией Shanhai Nuoang Automobile Tehnology Co. Ltd, которая разрабатывает электромобили, электротяговые силовые установки и их компоненты. Стороны договорились о сотрудничестве по созданию на мощностях «Автотора» производства электромобилей, автомобилей на газомоторном топливе и с гибридными силовыми агрегатами, а также их автокомпонентов. Изготовление последних будет ориентировано как на сборку автомобилей на новых видах энергии, так и на поставки другим российским автопроизводителям.
Число выпускаемых моделей автомашин BAIC, Kaiyi и SWM до конца 2023 года «Автотор» намерен увеличить более чем вдвое — с 6 до 14. Общий план выпуска на весь 2023 год таков: в зависимости от ситуации на рынке с конвейера должно сойти от 70 тысяч до 100 тысяч машин.
https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/04/06/2023/6474a4169a794752278789ae
О планах по повышению заработной платы работникам завода заявил основатель, главный акционер АВТОТОР Владимир Щербаков, выступая на торжественной церемонии запуска производства автомобилей BAIC 4 апреля 2023 года. Решение о повышении зарплат на 18-25 процентов было утверждено 14 апреля.
Об этом на церемонии, посвященной старту производства автомобилей бренда SWM, сообщил председатель Совета директоров ООО "АВТОТОР Холдинг" Валерий Горбунов и подписал соответствующий документ в присутствии работников предприятия.
Согласно вступившему в силу с 1 июня решению, зарплата рабочих увеличивается через повышение тарифных ставок до 20 процентов. Кратно увеличен размер надбавки за наставничество и расширено ее применение. Утверждены повышенные оклады для инженерно-технического персонала, что позволило привести показатели конкурентоспособности заработной платы ИТР до уровня лидеров на рынке труда. Внесен ряд других существенных изменений в систему оплаты труда персонала.
Повышение зарплаты является частью стратегического плана развития. "АВТОТОР продолжает свою деятельность по привлечению новых партнеров, решению стратегических задач развития, - отметил Валерий Горбунов. - Накануне по итогам работы ряда руководителей автоконцерна на Российско-китайском бизнес-форуме в Шанхае были подписаны несколько стратегически важных соглашений. Китайские партнеры подтверждают готовность глубокого взаимодействия по приоритетным направлениям государственной политики РФ в области автопрома и экономического развития в целом в рамках глобального двустороннего сотрудничества. Планы касаются в первую очередь реализации проектов в рамках СПИК по созданию производства электромобилей и автокомпонентов, а также повышения локализации и дальнейшего сотрудничества по созданию и освоению производств новых видов продукции, включая гибриды, газовые автомобили и другие виды техники на новой энергии".
- Это дает уверенность в перспективах реализации заявленных планов. И требует от коллектива предприятия освоения новых компетенций, оптимизации производственных процессов при сохранении неизменно высокого качества, - подчеркнул Валерий Горбунов. - В ближайшее время мы приступим к реализации программы по переобучению и повышению квалификации персонала. Каждый рабочий в сборочном производстве должен за период от 8 месяцев до двух лет освоить все технологические операции на сборочном конвейере. Это позволит повысить производительность труда и быстрее адаптировать производство к новым условиям.
Выполнение этих задач должно быть стимулировано созданием соответствующих условий, в том числе реальным ростом доходов сотрудников, заявил Валерий Горбунов: "Именно это является приоритетной задачей, которую поставили перед нами инвестор и акционеры. В связи с этим Советом директоров было принято решение о повышении зарплаты".
- Подходы к существенному увеличению зарплаты сотрудников и сами изменения в системе оплаты труда разрабатывались в согласовании с активом нашей профсоюзной организации, - сообщила председатель Совета Калининградского регионального профессионального союза работников автомобилестроения "АВТОТОР-Проф" Татьяна Мороз. - Повышение зарплаты - это позитивный сигнал для коллектива, практическое подтверждение того, что у предприятия есть серьезные перспективы. Это, в первую очередь, инвестиции в кадровый потенциал, которые мотивируют сотрудников осваивать новые компетенции, учиться, совершенствовать свои навыки в соответствии с масштабными планами развития предприятия.
Лидер регионального профсоюза также подчеркнула важность стимулирования сотрудников к участию в программе наставничества. "Увеличение доплаты за наставничество будет результативной мерой, - отметила она. - На заводе трудится много опытных специалистов, более 40 процентов персонала работают здесь 10 и более лет. Это люди, обладающие уникальным опытом, который может быть очень полезен для молодых сотрудников".
К началу 2024 года при выполнении производственного плана ожидается следующий этап повышения заработной платы. При этом 13-я зарплата, все надбавки, премии и доплаты, а также более 30 видов социальных льгот и гарантий, предусмотренных Коллективным договором между работодателем и трудовым коллективом в лице профсоюза, сохраняются.
Информация по материалам пресс-службы ООО "АВТОТОР Холдинг" .
На калининградском заводе «Автотор» стартовала сборка седана Kaiyi E5, возможно, будущего бестселлера нашего рынка. В первую очередь – среди корпоративных клиентов, ведь здесь, по сути, сейчас иных предложений нет.
КАК ЭТО ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ
Сначала надо сделать небольшое отступление в недавнее прошлое. Несколько лет назад компания «Чери» зарегистрировала в Китае новый суббренд – Kaiyi (произносится как «Каи» или «Кайи»), под которым намеревалась выпускать некие бюджетные модели. Специально для новой марки даже построили завод; он заработал в 2019 году. 49% акций принадлежит материнской компании «Чери» (она отвечает за разработку и производство автомобилей), а остальные – правительству региона Сычуань, где расположено предприятие. С новой компанией руководство калининградского «Автотора» (у которого давние связи с «Чери») и заключило напрямую контракт на сборку автомобилей в России.
Так что теперь в Калининграде на той же сборочной линии, где еще год назад собирали седаны «Киа-Церато» и «Хендэ-Элантра», выпускают «Каи Е5». Для этого линию серьезно модернизировали, что обошлось в 100 млн рублей. А еще провели большую работу по адаптации автомобиля к российским условиям: усилили подвеску, дефорсировали двигатель под наши налоговые требования и оснастили сиденья подогревом. Между прочим, по сути автомобиль этот - достаточно глубоко переработанный седан Chery Arrizo 5 (на некоторых рынках – Arrizo 7), который был представлен в 2014 году и выпускался до 2019-го.
Техническая начинка автомобиля - 1,5-литровый турбомотор семейства ACTECO с чугунным блоком цилиндров и цепным приводом механизма ГРМ, разработанный совместно с австрийской компанией AVL, и вариатор - осталась практически без изменений. Но на смену полузависимой задней подвеске с торсионной балкой пришла независимая многорычажная; радикально изменились и внешний вид, и интерьер. И теперь позиционирование модели руководство марки решило изменить: «Каи» уже не «бюджетный» автомобиль, а «молодежный». Но для той части молодежи, что уже начала зарабатывать.
РЕЦЕПТ КИТАЙСКОГО ПОВАРА
Как сделать автомобиль, который, с одной стороны, понравится молодежной аудитории, а с другой – не выпадет за рамки небольшого бюджета? Надо взять хорошо зарекомендовавшую себя модель, придать ей современные черты, оставить только самые нужные электронные помощники… Но, конечно же, мультимедийная система должна быть самой современной.
В результате получается Kaiyi Е5 – по большому счету просто машина класса С. Вроде бы в дизайне нет ничего выдающегося, но выглядит седан интересно и по-спортивному энергично. А что? Спереди – хищно прищуренные фары головного света; сзади – полностью светодиодные фонари. Спортивный образ дополняют и две хромированные выхлопные трубы (правда, одна из них – просто декоративный элемент). И красные тормозные суппорта (по сути тоже декорация). Но выглядит все это вместе эффектно!
В салоне тоже почти как в спорткаре – везде разбросаны многочисленные красные акценты на черных деталях; красные вставки в виде стрелок на подушках и спинках сидений. Передние кресла-«ковши» с интегрированными подголовниками, руль со срезанным нижним сегментом и красной прострочкой. И центральная консоль, развернутая в сторону водителя, тоже недвусмысленно намекает на спортивный характер. Пусть не авто в целом, но хотя бы салона...
Аналоговые приборы читаются хорошо, с кнопками на руле разобрался быстро, за исключением одной – Mode. Вроде бы она должна отвечать за переключение режимов работы трансмиссии, но, сколько не нажимал – на приборной панели продолжала гореть надпись Eco. Но потом обнаружил блок кнопок слева от рулевой колонки, где спрятали не только управление настройкой боковых зеркал, но и отключение системы стабилизации. И ту самую кнопку переключения работы трансмиссии из режима Eco в Sport и обратно!
Мультимедийная система с довольно большим экраном – на высоте; можно подключить смартфон по bluetooth, вывести на экран карту или музыку послушать. Качество звука – неплохое. Что приятно – есть даже бесконтактная зарядка для смартфона.
А вот и момент упрощения. Увы, даже в старшей комплектации Luxury не предусмотрен климат-контроль, только кондиционер. Но вполне себе эффективный. На экране или на «физической» панели с обычными кнопками нужно установить некий уровень (от 1 до 7) температуры и вентиляции. Впрочем, подобрать нужный, комфортный режим не составляет проблем.
Электрорегулировки есть только у водительского сиденья. Оно, между прочим, мне понравилось. Хотя кому-то, может, и не хватает поясничного подпора, я легко нашел удобное положение спинки. Переднее пассажирское сиденье – с механическими регулировками, но тоже, вроде, вполне удачное по форме. И удобное!
Во втором ряду пространства — много, как и положено в современном седане С-класса: места для двоих (или даже троих) достаточно. Из «средств комфорта» есть подлокотник с двумя подстаканниками, один USB-вход и одна розетка. Кстати, если покопаться в настройках мультмедийной системы, то там значится подогрев (трехступенчатый!) задних сидений. Но пока эта функция в России не работает. А двухступенчатый подогрев передних сидений есть, и включается он обычными кнопками. В будущем, надеюсь, появится обогрев задних сидений и руля. И вот еще что: все четыре стеклоподъемника – автоматические!
Багажник позволит увезти немало добра (конкретных данных по его объему нет, но я бы оценил в 450 - 500 литров), а если нужно перевезти что-то достаточно габаритное, можно сложить спинки сидений второго ряда (полностью или в отношении 40:60). Но претензии к багажнику у меня есть. Во-первых, узкий проем. И во-вторых, на внутренней стороне крышки багажника нет ручки – закрывать его неудобно. Но вторую проблему на «Автоторе» обещали оперативно решить.
ШУМЕЛ АСФАЛЬТ
1,5-литорвый двигатель давно знаком автомобилистам, он работает на многих моделях «Чери». В Китае агрегат развивает 156 л.с., а у нас для того, чтобы попасть в комфортные налоговые рамки, придушен до 147 «лошадей». И, кажется, пора рассказать о самом главном - как автомобиль едет. А едет он очень неплохо! Запаса мощности под капотом хватает во всех ситуациях, тем более, что вариатор настроен хорошо. Машина отлично слушается педали газа, очень неплохо, практически без задержек разгоняется, а вариатор бодро перебирает виртуальные передачи.
И в городском потоке, и на скоростном шоссе это позволяет уверенно перестраиваться. В общем, на обгон можно идти смело. Разгонял автомобиль примерно до 140 км/ч (больше правила не позволяют, даже на скоростной дороге) – нареканий нет. А запас под педалью газа – есть.
Сам по себе разгон не назовешь ураганным, в кресло водителя не вжимает. Производитель не дает данные по разгону (как и многие другие), но, по моим ощущениям, где-то в районе 10 секунд до сотни. Главное – плавно надавить на педаль, а не «топтать» ее, и разгон получается достаточно быстрым. Тормоза сугубо «гражданские» (хотя суппорты и выкрашены в красный!), но со своими задачами они хорошо справляются. Нет нареканий и к работаете круиз-контроля (он тут обыкновенный).
Подвеска неплохо справляется с неровностями и разбитыми дорогами, но, все-таки, перед выездом на проселок не стоит забывать про относительно длинные свесы и небольшой дорожный просвет. И, в принципе, можно было бы сказать, что на ходу автомобиль оставляет хорошее впечатление, если бы не одно «но».
Он… очень шумный. И это главная моя претензия в целом к удачному автомобилю. На небольшой скорости в городе на это не обращаешь внимания, а вот на трассе… Приходится включать музыку погромче. Видимо, проблема не только в китайских шинах от неизвестного нам (пока) производителя, но и в общих недостатках шумоизоляции. И это главная проблема. Надеюсь, которую совместными усилиями китайского производителя и российского «Автотора» удастся быстро решить.
Мой пробег за неделю составил 1,5 тысячи километров по самым разным дорогам – от городских улиц Москвы до разбитых проселочных в районе Воронежа; почти тысячу проехал по скоростной трассе М-4 «Дон». В итоге (что очень приятно!) средний расход топлива составил 7,5 л на 100 км, а на магистрали опускался до 6,7 л. Отличный результат, особенно, если вспомнить, что заправлял я машину (как разрешает производитель!) бюджетным бензином АИ-92. Но только на проверенных сетевых заправках!
Я ЕДУ В ПАРК!
Пока в салонах дилеров в наличии есть только одна, довольно богатая комплектация – Luxury CVT за 1 959 000 руб. Обещают, что скоро появится и версия попроще - Standart 5MT. Цена, видимо, будет тысяч на 200 меньше. Но все равно кажется: дороговато, нам бы подешевле…
Увы, дешевле уже не будет – так уж выглядит сегодня наш авторынок. Но такие машины нам нужны! Потому что в Е5 есть все, что нужно, и практически ничего лишнего. Уже в стандартной комплектации - бесключевой доступ, датчик света, ABS и система стабилизации, две подушки безопасности и много еще чего. А в версии Luxury – светодиодные фары, беспроводная зарядка телефона, система кругового обзора, люк с электроприводом (вот от него я бы с удовольствием отказался) и т.д.
Между прочим, по длине Е5 попадает в одноклассники к «Шкода-Октавия», «Киа-Церато» и «Хендэ-Элантра». Машин, очень популярных в такси и корпоративных парках. Только их в продаже уже нет, и чем заменить? Вот тут вовремя и «нарисовался» китайский седан из Калининграда… На «Автоторе» планируют в этом году собрать (и продать) 20 - 30 тысяч таких. А что? Думаю, пойдут (вернее, поедут), несмотря на непривычное название.
Судьба Kaiyi E5 в России, надеюсь, сложится удачно. И в первую очередь новый седан оценят в такси и корпоративных парках. Машина эта, похоже, надежная, с проверенными агрегатами, просторным вторым рядом и вместительным багажником. А других подобных седанов у нас на рынке пока нет.
https://www.autostat.ru/showroom/54639/
В микрорайоне им Космодемьянского прошли праздничные мероприятия ко Дню Победы, организованные руководством завода АВТОТОР и спорткомплекса АВТОТОР-Арена. Заботятся не только о фронтовиках. Помощь от завода и просто хорошее настроение получают и ветераны труда, и труженики тыла и дети войны.
С минуты молчания началось возложение цветов к братской могиле в микрорайоне Космодемьянского. В памятной церемонии приняли участие и сотрудники завода «Автотор». Они по традиции прошли пешком по улицеЧелюскинской, где расположен мемориал.
«Это для нас самое важная и глубокая традиция – принимать участие в праздниках, посвящённых великой Победе. Начинаем мы со штурма Кенигсберга, где мы коллективом возлагаем венки и цветы к памятникам героем, павшим при борьбе за Метгетин», – рассказала председатель Совета профсоюзов «Автотор-проф» Татьяна Мороз.
И с 7 апреля, по словам председателя Совета профсоюзов, стартовали праздничные мероприятия. Где главные герои – ветераны. Но не только фронтовики. Это и труженики тыла, жители блокадного Ленинграда и дети войны, поделилась Татьяна Мороз:
«Мы выходим коллективом к ним на дом, потому что это почтенные уже люди. Приносим праздничные подарки и каждый год нас ждут»
А на АВТОТОР-Арене по инициативе руководства физкультурно-оздоровительного комплекса в течение нескольких дней было организовано бесплатное угощение шашлыками. 6 мая угощение получили свыше тысячи человек. А в День Победы 9 мая на территорию АВТОТОР-Арены на праздничный обед пригласили ветеранов из микрорайона им. А. Космодемьянского, гостей парада на площади Победы.
«Хочу сказать, выразить слова благодарности «Автотору», что они помогают и посёлку, и нам – ветеранам труда и ветеранам войны, и такая, и материальная, и моральная поддержка», – рассказала ветеран труда Елена Вороновская.
«Помогает районной организации и городской, выделяют деньги на экскурсии и на праздники. На День пожилого человека подарочки делает. В общем, как говорится, «Автотор» – мама наша», – рассказала председатель Совета ветеранов мкр им. Александра Космодемьянского Ираида Черемис
Предприятие АВТОТОР, по словам самих ветеранов, заботится о них не только накануне праздников. Сотрудники завода ежедневно готовы протянуть руку помощи.