В четверг, 7 сентября, участники фестиваля «Орган » традиционно выступили на заводе «Автотор». Музыканты исполнили произведения Петра Чайковского, Микаэла Таривердиева и Леонида Десятникова.
На импровизированной сцене стоит рояль. За ним известный отечественный пианист Алексей Гориболь репетирует, пока его помощница перемещается по цеху, который вот-вот превратится в настоящий концертный зал. За те годы, что предприятие является генеральным спонсором и партнёром Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева и Международного музыкального фестиваля «Орган », Гориболь выступил на заводе столько раз, что давно стал «своим».
За сценой натянут баннер «Наши юбилеи совпадают»: в этом году «Автотор» отметил 20 лет со дня выпуска первого автомобиля, а конкурс органистов проходит в десятый раз. И, кажется, такая связь через числа только подтверждает особые тёплые отношения предприятия и фестиваля – работники завода имеют возможность посещать и конкурсные выступления органистов, и фестивальные концерты. Возможностью этой они охотно пользуются. «На самом деле, это уже любовь. И длится она десять лет. Мы стали с Верой Гориславовной Таривердиевой просто родными людьми», — комментирует генеральный директор «Автотор Холдинг Менеджмент» Андрей Горбунов.
Сама арт-директор фестиваля Вера Таривердиева не называет «Автотор» иначе, как большой семьёй, и не перестаёт восхищаться его сотрудниками. «Это потрясающий совершенно завод, это потрясающие люди, которые здесь работают, это совершенно замечательный мир. Когда я говорю о том, что я приезжаю на „Автотор“ и останавливают конвейер, в какой бы стране мира я это ни сказала, все поражаются».
Представление артистов не превращается в нескончаемый поток пафосных речей — совсем нет, это, скорее, похоже на встречу добрых друзей на общем празднике: все друг другу искренне рады и все быстрее хотят приступить к веселью. Алексей Гориболь просит слушателей встать полукругом и затем образовать небольшой коридор — чтобы каждый смог видеть сцену. И посмотреть действительно есть на что.
Молодой скрипач Семён Гуревич поражает не только виртуозной игрой, но и ярким выступлением. Юноша открывает концерт антрактом из балета Петра Чайковского «Спящая красавица». Восходящая звезда, как называет его Вера Таривердиева, просто не оставляет зрителям выбора: он настолько харизматичен, что ловишь каждый его взмах смычком. Неудивительно, что молодые люди записывают игру музыканта на видео во время игры, а девушки, смущённо улыбаясь, пытаются тайно сфотографировать уже после.
В концерте главенствуют три композитора: Пётр Чайковский, Микаэл Таривердиев и Леонид Десятников. Они ни в коем случае не спорят друг с другом, а создают общую лиричную и мелодичную атмосферу — настраивают именно на то, чтобы чувствовать музыку, чувствовать её всем телом и душой. И именно такая программа как нельзя лучше подходит этому музыкальному дню.
Так, Алексей Гориболь рассказывает, что поэтесса Белла Ахмадуллина дружила с Микаэлом и Верой Таривердиевыми. И после этого романс, написанный Таривердиевым на стихи Ахмадуллиной, воспринимается как-то иначе, словно ты сам имеешь к нему отношение, словно ты сам друг этим стихам и этой музыке.
Впрочем, остаться равнодушным к «Не уделяй мне много времени» не получилось бы в любом случае. Вокалистка Юлия Корпачёва буквально гипнотизирует публику невероятным сопрано. Казалось бы, утончённая, изысканная, в чёрном вечернем платье, она должна выбиваться из окружения заводского цеха. Но нет, это она главенствует над окружением и перемещает зрителей в мир музыкальных страстей.
Слушателям рассказывают и интересные музыкальные факты. Алексей Гориболь вспоминает легенду о том, как Николо Паганини подрезали все струны на скрипке кроме одной. Завистники надеялись, что это испортит выступление музыканта, однако тот виртуозно обошёлся и только оставшейся струной.
Эта история предвещает выступление виолончелиста Рустама Комачкова, который исполняет вариации на одной струне тему из оперы Джоаккино Россини «Моисей». Конечно, суть её была не в том, чтобы показать, как сложно играть таким образом (Рустам Комачков получает такое удовольствие от исполнения, что зал еле сдерживается, чтобы не начать пританцовывать). Нет, просто за все эти годы стало ясно, что автоторовцы отлично понимают музыкантов и с удовольствием расширяют кругозор в их сфере.
Концерт пролетает на одном дыхании. Конечно, важную роль в успехе выступления играет Алексей Гориболь. Он не только берёт на себя обязанности конферансье, но и поддерживает на фортепьяно каждого артиста. Экспрессивный, яркий, кажется, именно он помогает собрать программу воедино. И получается так складно, что в какой-то момент даже звуки заводских процессов стараются одобрительно попасть в такт.
Завершается выступление приятным сюрпризом. К 20-летию выпуска первого автомобиля каждого сотрудника, который проработал на заводе более 10 лет, награждали памятной медалью. Такие же медали получает Вера Таривердиева и музыканты. Юлия Корпачёва замечает, что готова носить этот подарок во время своих концертов.
«Я такой благодарной публики, таких благодарных лиц давно не видел. Было заметно, что люди слушают очень внимательно, а это всегда очень приятно. Так что определённую связь с присутствующими я во время игры ощутил», — делится скрипач Семён Гуревич.
Музыкальный перерыв завершается, рабочие возвращаются в свои цеха. Но кажется, что заводской гул звучит мелодичнее, словно пытаясь сохранить память о выступлении до следующего года.