Существенное падение продаж и, как следствие, сокращение объема производства явились в 2014 году общей тенденцией для всех российских автопроизводителей. В 2015-м ситуация усугубилась под влиянием неблагоприятной внешней конъюнктуры и неустойчивости на финансовом рынке.

На этом фоне задачи повышения локализации и ускоренного импортозамещения в отечественной автомобильной промышленности становятся еще более актуальными и являются определяющими для дальнейших перспектив развития отрасли. Следуя этому курсу,  калининградский АВТОТОР инвестирует в модернизацию производства, создание новых мощностей и подтверждает стратегический план развития.

 


Несмотря на существенное снижение объемов производства (по сравнению с 2013 годом оно составило 24 процента в 2014 - 2015 гг. АВТОТОР продолжил реализацию программы модернизации производства, фактически на два года опережая исполнение обязательств по Соглашению с правительством о "промышленной сборке"

 


В ноябре 2014 года завершился второй этап создания комплекса, предназначенного для производства  автомобилей по полному технологическому циклу (сварка, окраска кузовов, сборка) общей мощностью 50 тысяч автомобилей в год. Инвестиции в создание комплекса составили около 50 млн, из них 20 млн - инвестиции KIA Motors.

 


Параллельно с уже действующей с ноября 2013 года на АВТОТОРе линией по  производству в режиме промышленной сборки обновленной модели Kia Sorento была смонтирована и введена в эксплуатацию новая линия по производству автомобилей KIA Cerato по полному технологическому циклу. Сварка кузова на главном кондукторе производится автоматически. Также действуют две полуавтоматические линии, оснащенные мощными гидравлическими прессами, на которых производятся операции по изготовлению дверей, капотов и крышек багажника автомобилей. В оснащении комплекса использовано высокотехнологичное оборудование от ведущих мировых компаний: OBARA и VIA. Окраска производится с помощью новейших вариороботов немецкой компании EISENMANN с автоматической системой сушки и охлаждения кузовов.

 


Линия сборки протяженностью более 200 метров оснащена большим количеством манипуляторов, электронным, динамометрическим и пневмоинструментом и оборудованием для проверки электронных систем автомобиля
В  течение года на территории завода были построены два новых корпуса, имеющих в общей сложности около 24 тысячи квадратных метров производственных площадей, предназначенных для размещения линий сварки и окраски под новые проекты
В рамках реализации программы по повышению уровня локализации производства автокомпонентов в непосредственной близости к мощностям АВТОТОРа было открыто производство автомобильных кресел, которые устанавливаются на автомобили, произведенные по полному циклу.

 


Программу локализации АВТОТОР реализует при производстве крупнотоннажных грузовиков TATA Daewoo, на которые устанавливаются кузова Grunwald, выпускаемые  непосредственно в Калининграде.

 


Для выпуска автомобилей на производственных мощностях, размещенных в Особой экономической зоне в Калининградской области, планируется использовать автокомпоненты, выпускаемые как на территории Российской Федерации, так и на территории стран-членов Евразийского экономического союза.

 


С целью сохранения и увеличения в будущем числа создаваемых рабочих мест, повышения загрузки производственных мощностей отечественных производств АВТОТОР совместно с партнерами уже номинировал локальных поставщиков по ряду автокомпонентов. В настоящее время идет работа по реализации проектов закупок у локальных поставщиков.
Создание новых мощностей и повышение локализации производства позволяет реализовать намеченный план по переходу к углубленному производству автомобилей с учетом сложности конструкции автомобиля, серийности его производства и полностью отказаться от крупноузловой сборки в 2016 году.

 


Несмотря на непростую экономическую ситуацию, сложившуюся в том числе и под влиянием внешнеполитических факторов, АВТОТОР не отказался от ранее заявленных планов по созданию и развитию полнопрофильных автомобильных производств мощностью 250 тысяч автомобилей в год и подтвердил их базовыми соглашениями с партнерами.

 


На сегодняшний день разработана концепция, проект планировки территории, проектная документация, магистральные автомобильные дороги и магистральные инженерные сети. Проведена государственная экспертиза проектной документации, подготовка площадки и вертикальная планировка участка под строительство первого автомобильного завода, в рамках которой перемещено более 1,5 миллиона кубометров грунта. Построена первая очередь магистрального водовода.
Неблагоприятная внешняя конъюнктура заставила пересмотреть некоторые параметры и внести корректировки по срокам реализации проекта. Изменились и объемы государственных инвестиций. Однако позиция федеральной и региональной властей в отношении проекта как одного и драйверов развития экономики региона остается неизменной и подтверждается практическими мерами поддержки.

 


Проект реализуется на принципах частно-государственного партнерства при условии бюджетного финансирования строительства необходимой транспортной и инженерной инфраструктуры, что было подтверждено в начале 2015 года в подписанной Дорожной карте, а затем в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве правительства региона и ООО "АВТОТОР Холдинг", которое регулирует взаимодействие сторон в реализации проекта.
В августе 2015 года были проведены торги. В ближайшее время будут заключены контракты на возведение инженерной инфраструктуры. Эти и другие практические действия стимулируют инвесторов с точки зрения синхронизации исполнения обязательств в части создания производственных мощностей и придают уверенности в перспективах проекта.