В рамках визита в Калининградскую область, где прошло выездное заседание Совета Государственной думы РФ, председатель нижней палаты парламента России Вячеслав Володин, первые заместители Председателя ГД РФ, руководители фракций и председатели профильных комитетов посетили крупнейшее предприятие самого западного региона России — автомобилестроительный завод АВТОТОР.

Автомобильное производство АВТОТОР ежегодно обеспечивает заказами более 200 малых и средних предприятий региона, создавая дополнительные рабочие места в смежных отраслях промышленности региона. На долю предприятия приходится более 50% товарной продукции региона, 70% оборота морских контейнерных перевозок и более 40% железнодорожных перевозок.

АВТОТОР на протяжении многих лет остается одним из крупнейших налогоплательщиков в СЗФО. 51,4 млрд рублей или 31% от общего объёма всех налогов, собранных на территории региона, составили налоги и сборы, уплаченные АВТОТОР в 2022 году, при условии, что предприятие в этот год работало не полных 7 месяцев. Делегации был представлен весь модельный ряд выпускаемой на предприятии продукции. На сегодняшний день это автомобили трёх китайских брендов: BAIC, Kaiyi и SWM. На данный момент с конвейера завода сходят 9 моделей, включая седан Kaiyi E5, седан BAIC U5 Plus, кроссовер BAIC X35, рамный внедорожник BAIC BJ40; а также три кроссовера марки SWM: среднеразмерный SWM G01, компактный SWM G01F и полноразмерный SWM G05 Pro и две модели грузовиков. Уже до конца 2023 года ассортимент АВТОТОР расширится до 20 моделей, включая легковые, а также средне и малотоннажные коммерческие автомобили.

Председатель Госдумы РФ подчеркнул важность локализации автомобильного производства, чтобы большая часть комплектующих производилась именно в России. «Локализация должна быть максимальной, и поддержка предприятий должна быть пропорциональной ее уровню. Если у нас не будет локализации — не будет своих технологий, комплектующих, своего автопрома», — подчеркнул Вячеслав Володин.

По словам Председателя Госдумы РФ, «один такой завод, если уровень локализации будет высокий, вокруг себя создаст производство на десятки и даже сотни тысяч рабочих мест». «Если мы сможем выйти на уровень локализации 90 % и больше — это, считайте, уже отечественный автомобиль. Наша задача — чтобы здесь все заработало. Здесь будет работать — у нас с вами будет налог и региональный, и федеральный, и рабочие места. И тогда у нас появятся ФОКи, дома культуры, поликлиники и многое другое» — отметил Вячеслав Викторович.

Председатель Совета Директоров ООО «АВТОТОР Холдинг» Валерий Горбунов подчеркнул, что обязательным условием сотрудничества АВТОТОР с новыми партнерами – китайскими автомобильными компаниями – было выполнение условий действующего Специального инвестиционного контракта (СПИК) с Министерством промышленности и торговли РФ и Правительством Калининградской области, который предполагает создание мощностей для углубления технологических процессов производства, повышения локализации, создание производств электромобилей и автокомпонентов.

«Наши новые партнеры готовы к развитию сотрудничества по всем этим направлениям. Нами подписаны соответствующие соглашения. Речь о глубоком технологическом сотрудничестве», - отметил Валерий Горбунов.

Вместе с тем Председатель Совета директоров выразил озабоченность вопросом возможных изменений в Постановление Правительства РФ №719, касающихся пересмотра системы начисления баллов за локализацию в части операций по сварке и окраске кузовов, что, как следствие, неизбежно приведет к росту себестоимости выпускаемых автомобилей.

Со своей сторон АВТОТОР в рамках обязательств по СПИК, продолжает реализацию инвестиционной программы по созданию новых производственных мощностей. Руководство компании проинформировало Председателя Госдумы о ходе реализации проекта по созданию кластера автокомпонентов и электромобилей. До конца 2023 года на новой производственной площадке появится 12 новых предприятий, включая заводы по производству автокомпонентов, электромобилей, а также литейно-механический завод, который будет состоять из цехов алюминиевого и чугунно-стального производства, цеха механической обработки, а также нескольких вспомогательных цехов. Металлургическое производство Литейно-механического позволит осуществлять следующие виды литья: алюминиевое, чугунное, медное, стальное, титановое, а также выпуск изделий из магниевых сплавов. по сути, целый универсальный металлургический комплекс, аналогов которому на сегодняшний день нет не только в Калининградской области, но и в России. Мощности литейно-механического производства позволят обеспечить не только собственные потребности автомобильного производства АВТОТОР, но и выпускать широкую гамму товарной продукции для других обрабатывающих предприятий Калининградской области, планируются поставки и в другие регионы страны.

На предприятиях кластера автокомпонентов также будут выпускать всевозможные пластиковые детали, а также компрессоры, системы кондиционирования, актуаторы, кузовную арматуру, печатные платы для автомобильной электроники, нестандартное оборудование, оснастку и др. Строительство промышленных объектов на сегодняшний день завершается, часть новых заводов уже оснащается оборудованием.

Проекты по созданию новых производств направлены на ускоренное импортозамещение, внедрение транспорта на альтернативных видах топлива и выпуск высоколокализованной конкурентоспособной продукции российского производства в соответствии со стратегическими задачами по развитию отечественного автомобилестроения. Объем инвестиций на реализацию заявленных планов с учётом действующих инвестиционных обязательств составит не менее 32 млрд рублей. Отдельно в рамках визита обсуждалась тема развития электродвижения и развития транспорта на «новой энергии».

Председатель Совета директоров АВТОТОР рассказал, о том, как в компании развивается это направление.

Так, в рамках рабочего визита руководства АВТОТОР в КНР, приуроченного к Российско-Китайскому бизнес-форуму в мае, был заключён ряд стратегически важных соглашений, определяющих перспективы технологического сотрудничества в части разработок в области создания новых продуктов – автомобилей с электрическими, газовыми и гибридными силовыми установками. Планы совместной работы в этом направлении подтверждены соглашениями АВТОТОР с китайскими компаниями BAIC компанией Shanhai Nuoang Automobile Tehnology Co. Ltd, специализирующейся на разработке электромобилей, электротяговых силовых установок и их ключевых компонентов.

На XXVI Петербургском международном экономическом форуме АВТОТОР подписал соглашение с Правительством РФ, правительством Калининградской области и ПАО «Газпром» о сотрудничестве в сфере развития использования природного газа в качестве моторного топлива. По условиям соглашения, компании разделят обязанности между собой. «АВТОТОР Холдинг» проработает вопрос организации производства таких автомобилей на своей промышленной площадке в Калининграде. Минпромторг России рассмотрит возможность оказания предприятию мер государственной поддержки. «Газпром» изучит возможности для расширения в регионе газозаправочной инфраструктуры. Компания также готова обеспечить производственную площадку компонентами газового оборудования, которое выпускается в России при участии ООО «Газпром газомоторные системы».

В настоящее время специалистами Инновационно-технологического центра АВТОТОР также отрабатывается технология использования «последовательных гибридов». которые, по оценкам экспертов, будут перспективными в ближайшее время.

Кроме того, Председателю Госдумы была представлена программа «Ремоторизация», реализуемая на территории Калининградской области в целях решения проблемы стареющего парка и развития «зеленого» транспорта. Продление жизни автомобиля заменой двигателя на электрическую, газовую или гибридную силовую установку, как показал первый опыт АВТОТОР, вполне возможно. Отработка технологии пока идет на собственном автопарке предприятия. Все необходимое для ремоторизации комплектующие, включая электродвигатель, планируется изготавливать на новых заводах АВТОТОР в Калининграде. Для координации действий органов власти и бизнеса в этом проекте при правительстве Калининградской области создана рабочая группа по вопросам развития электротранспорта, зарядной инфраструктуры и ремоторизации в регионе. В ее состав вошли представители профильных министерств, АВТОТОР, компании «Россети Янтарь», госкорпорации «Росатом» и муниципальных образований.

Это комплексный план действий, который предусматривает не только подготовку инфраструктуры, но и внесение изменений в законодательство - как региональное, так и федеральное: от особенностей регистрации таких транспортных средств до включения новых требований в нормы градостроения, территориального планирования, чтобы, к примеру, при проектировании кварталов, торговых центров планировались места для размещения электрозарядных станций.

В ходе визита на предприятие Вячеслав Викторович Володин поручил присутствующим председателям комитетов Госдумы подробнее изучить эту инициативу, оценить перспективы ее реализации на других территориях и внесения необходимых решений на законодательном уровне.

Справка. Компания АВТОТОР основана в 1994 году в Калининграде. Предприятие первым в России начало выпуск автомобилей иностранных брендов. Производство ведётся с мая 1997 года. Общий объём производства превысил 2,5 млн автомобилей.