Представители власти и бизнеса активно включаются в дискуссию по поводу перехода Калининградской области на электротранспорт в рамках пилотного проекта и рассматривают различные меры поддержки и повышения мотивации использовать автомобили на экологичных видах топлива.

На днях в Калининграде прошло первое заседание рабочей группы по вопросам развития электротранспорта, зарядной инфраструктуры и ремоторизации, которая была создана при правительстве Калининградской области по инициативе губернатора Антона Алиханова для координации действий органов власти и бизнеса в развитии пока ещё новой для региона отрасли – электрического транспорта.

Участники рабочей группы займутся вопросами, связанными с продвижением экологического транспорта, стимулированием спроса на электромобили и ремоторизацию, будут рассматривать и оценивать целесообразность различных льгот, субсидий и преимуществ для владельцев электромобилей.

Отдельные важные направления, которые предстоит прорабатывать членам рабочей группы, обсуждались на площадке РБК Калининград в формате «круглого стола» по теме «Вопросы развития электротранспорта, зарядной инфраструктуры и ремоторизации Калининградской области». Во встрече приняли участие заместитель министра развития инфраструктуры Калининградской области Елена Орлова, вице-президент – директор Центра локализации и аутсорсинга АВТОТОР Дмитрий Чемакин, исполняющий обязанности заместителя генерального директора по цифровизации АО «Россети Янтарь» Андрей Задорожный, генеральный директор компании Voltfuel Артем Тачков и владелец электромобиля Борис Сытьков.

В ходе встречи было сообщено, что уже в 2023 году АВТОТОР приступит к производству электромобилей в рамках действующего специнвестконтракта с Минпромторгом РФ и Правительством Калининградской области. Участники «круглого стола» осудили, насколько регион готов к появлению и распространению нового вида транспорта с точки зрения развития инфраструктуры и создания условий для стимулирования спроса.

На сегодняшний день, например, для владельцев электромобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил предусмотрено освобождение от транспортного налога, прорабатывается стимулирование денежными мерами, отметила заместитель министра инфраструктуры региона Елена Орлова. Но пока, по ее словам, этот рынок в регионе настолько мал, что предпринимать конкретные шаги по введению дополнительных мер стимулирования и мотивации жителей региона к приобретению электрокаров еще рано.

Сейчас в Калининградской области количество электромобилей растет, но не так активно. Одна из причин – недостаточно развитая инфраструктура зарядных станций. Со следующего года федеральные власти выделят субсидии для Калининградской области, которые помогут закрыть часть издержек производителей электрозарядной инфраструктуры, что поможет ее значительно увеличить, заявила заместитель министра.

По мнению вице-президента – директора Центра локализации и аутсорсинга АВТОТОР Дмитрия Чемакина, принятие «отложенных» решений по развитию инфраструктуры и мерам поддержки спроса не способствует росту рынка электромобилей.

«Некорректно ставить вопрос, что «когда будет рынок электромобилей, тогда и появится инфраструктура и меры поддержки», - подчеркнул он. - Все меры должны быть просчитаны, заявлены и гарантированы для будущего покупателя. Это поможет обосновать, стимулировать приобретение электрокаров. Мы на рабочей группе в правительстве предлагали и обсуждали, все три уровня поддержки владельцев. Первая – при покупке, вторая – при эксплуатации, а третья – дополнительные привилегии. По такому пути идет весь мир. При покупке важный фактор – это цена. В Калининградской области уникальная ситуация, в регионе присутствует как производитель автомобиля - компания АВТОТОР, так и производитель батарей компания «РЭНЕРА», которые будут заниматься глубокой локализацией электрокаров и мотивированы закладывать в стоимость минимальные производственные затраты.

Необходимость субсидирования покупателя также была предметом обсуждения, целевые субсидии покупателю показали свою эффективность во многих государственных программах. Мы предложили обсудить вариант регионального освобождения от налога на добавленную стоимость, этот косвенный налог, который включается в цену и оплачивается покупателем. Это, наряду с другими привилегиями, была бы значительная поддержка и мотивация покупателя, как и освобождение от транспортного налога, которое уже есть в регионе».

Дмитрий Чемакин также напомнил, что с 2023 года в регионе будет действовать программа ремоторизации: в некоторые марки автомобилей по желанию владельца можно будет вместо двигателя внутреннего сгорания установить электрическую силовую установку. АВТОТОР прорабатывает соответствующие технологические решения. Такая программа также может стимулировать жителей региона обновлять свои автомобили и пересаживаться на электрокары, отметил он.

«Ремоторизация – это программа, когда в автомобиле заменяется двигатель внутреннего сгорания и сопутствующие системы на электрическую силовую установку. Сейчас для нас уже две мировые компании готовят комплекты, связывают их по управляющим сигналам, и уже с апреля 2023 года мы сможем некоторые модели автомобилей ремоторизировать по желанию владельцев. Мы заменим двигатель внутреннего сгорания, бак, выхлопную систему, примем технические решения по размещению батарей, смонтируем электрическую силовую установку, согласованную со всеми системами, такими как АБС, тормозной системой. И это будет, по сути, электромобиль только не новый, а ремоторизированный. Для нас эта программа предоставит возможность обновить парк автотранспорта в Калининградской области, для владельца – снижение затрат на эксплуатацию и на запчасти. И конечно плюс — это возможность в регионе ездить без заправки углеродным топливом, заряжая машину только дома и около работы. И если мы предложим жителям региона свои электромобили, программу ремоторизации, при условии недорогой стоимости комплекта, а также развитую инфраструктуру зарядных станций, тогда появится стимул пересаживаться на электрокары», - сказал Дмитрий Чемакин. В рамках программы развития зарядной инфраструктуры на территории региона сегодня действуют девять таких объектов, и до конца года появится ещё два. Благодаря участию Калининградской области в пилотном эксперименте по созданию инфраструктуры для электротранспорта с 2023 года 60% затрат на строительство заправок и 30% затрат на подключение их к электросети можно будет субсидировать за счет федерального и областного бюджета.

Развитие электрозарядной инфраструктуры в Калининградской области началось в 2017 году, напомнил исполняющий обязанности заместителя генерального директора по цифровизации АО «Россети Янтарь» Андрей Задорожный. Сейчас новые станции появляются как в Калининграде, так и в муниципалитетах - Зеленоградске, Светлогорске, Янтарном, на Куршской косе, в Гусеве, в Советске. До конца этого года появятся еще две электрозаправки. Действует программа развития электрозарядной инфраструктуры до 2025 года.

К развитию зарядной инфраструктуры в регионе проявляет интерес и частный бизнес. Сейчас в Калининграде уже 6 частных электрозаправок. В ближайших планах установка еще двух. В первом полугодии 2023 года планируется установить еще 20 зарядных станций. Располагаются они в основном на территории жилых комплексов или крупных компанийНайти место для такой них не так просто, есть свои юридические тонкости, отметил генеральный директор компании Voltfuel Артем Тачков. Для частной сети электрозарядных станций нет нормативной базы. Но если будут подвижки в этом направлении, и процедура установки будет упрощаться, эта сеть будет расширяться, подчеркнул бизнесмен.

Владельцы электромобилей, которые уже используют этот вид транспорта в регионе, говорят, что замечают появление новых станций и развитие сети электрозарядной инфраструктуры в целом. Но для других автовладельцев эти станции незаметны, и нужно, чтобы они отмечались на картах. Низкая информированность о возможностях использования электротранспорта в регионе многих отпугивает от покупки электромобиля, считает владелец электромобиля Борис Сытьков.

Подробнее участники «круглого стола» остановились на отдельных предложениях по развитию электротранспорта в зонах отдыха. Одна из возможных мер – ограничения на посещение рекреационных и туристически привлекательных зон на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, например, в приморских городах и курортных зонах. Там можно создать перехватывающие парковки с электрокаршерингом, чтобы жители региона и туристы могли взять такой автомобиль на прокат или же путешествовать на своем электромобиле.

«Туристическая отрасль и приморские города региона могут получить совершенно другой, уникальный потенциал для своего развития, если ограничат въезд и парковку автотранспорта с ДВС в туристические районы и откроют его для транспорта на безуглеродном топливе, обеспечив возможность жителям и гостям региона передвигаться на арендованном или приобретенном электротранспорте», - отметил Дмитрий Чемакин.

По итогам дискуссии были выделены три наиболее перспективных направления для повышения мотивации жителей региона по использованию электротранспорта и выработки соответствующих мер поддержки: это субсидирование покупке электромобиля, чтобы снизить начальную стоимость электрокаров; меры поддержки при эксплуатации и дополнительные привилегии при использовании электромобилей.

По каждому из этих направлений есть примеры эффективной международной практики и достойные внимания местные инициативы, применение которых в рамках комплексного подхода может послужить хорошим стимулом для ускорения перехода Калининградской области на «зеленый транспорт», заключили участники «круглого стола».