В Калининграде на площадке автомобилестроительного завода АВТОТОР состоялась экспертная сессия «Комплексная дорожная карта. Электромобильность Калининградской области: новые горизонты развития». Целью мероприятия, организаторами которого выступили Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», стала выработка предложений и практических мер, направленных на стратегическое развитие электротранспорта и зарядной инфраструктуры в самом западном регионе России.
В работе экспертной сессии приняли участие заместители председателя правительства Калининградской области Дмитрий Кусков и Александр Рольбинов, министр развития инфраструктуры Калининградской области Евгения Кукушкина, президент «АВТОТОР Холдинг» Денис Пак, руководитель компании «Россети-Янтарь» Артем Пидник, директор регионального филиала «Почты России» Сергей Аронов, руководители банковских, финансовых, производственных структур, предприниматели, представители высших учебных заведений.
Участники мероприятия обсудили комплексную стратегию развития электромобильности Калининградской области, включая меры поддержки для электротранспорта, зарядной инфраструктуры, первых «зеленых зон» и туристических сервисов, а также формирование новых проектных инициатив для включения в программу электромобильности. Как было отмечено в ходе экспертной сессии, у Калининградской области на сегодняшний день есть все предпосылки для передового развития электромобильности и зарядной инфраструктуры в России. Увеличение доли использования электротранспорта на территории региона направлено на улучшение экологической ситуации и создание комфортной, экологически благоприятной среды для его жителей. В то время, как тренд на электротранспорт и развитие соответствующей инфраструктуры набирает обороты, в регионе уже существуют возможности и создаются условия для развития производства и использования электротранспортных средств.
Калининградская область является наиболее подходящей территорией для замены автотранспорта с двигателями внутреннего сгорания на автотранспорт с электрическим приводом. Фактически это связано с нивелированием главного недостатка электромобиля (автомобиля с электрическим тяговым двигателем) — ограничением пробега на одной зарядке и наличием (отсутствием) развитой зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств. Если создание на территории Российской Федерации, отличающейся своей протяженностью, развитой зарядной инфраструктуры потребует длительного времени и ресурсов, то на территории Калининградской области, максимальная протяженность которой составляет 205 км и можно перемещаться свободно, дважды покрывая на одной зарядке указанное расстояние, отметил Дмитрий Кусков.
Важным фактором, способствующим массовому внедрению на территории Калининградской области электромобилей, является наличие развитых за 25 лет мощностей автомобильного производства, готовых к реализации проектов по производству электромобилей и автомобилей на альтернативных видах топлива.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратился президент «АВТОТОР Холдинг» Денис Пак. «Для нас большая честь принимать данное мероприятие на площадке завода АВТОТОР, поскольку наша компания уделяет развитию электромобилей самое пристальное внимание. Когда государство ставило приоритетным вопрос развития электродвижения, то основной целью было, как мы понимаем, это освоение новых технологий и новых компетенций по ряду направлений, одно из которых – выпуск компонентов для производства электромобилей. Не просто производство электромобилей из импортных компонентов, а именно развитие технологий, компонентной базы для того, чтобы мы сами приобрели соответствующие компетенции. Второе направление, которое тоже очень важное, касается не только машиностроения – это развитие компетенций в сфере производства аккумуляторных батарей. И третья составляющая – это развитие инфраструктуры.
Общемировая практика, что переход на новые технологии в сфере электродвижения – это всегда результат реализации целенаправленной государственной политики. Как мы видим свою роль как автопроизводителя и производителя автокомпонентов в достижении целей, которые перед нами ставит государство? Основной документ, который регулирует отношения автопроизводителя с государством, называется Специальный инвестиционный контракт. Такой документ есть и у компании АВТОТОР, и мы предлагаем внести в него изменения в части увеличения объема инвестиций и их концентрации на развитии универсальной компонентной базы не только для потребностей нашего предприятия, но и в целом для потребностей отрасли.
Данные инвестиции будут направлены в том числе для производства автокомпонентов для электродвижения. Это самые современные электродвигатели от небольшой мощности до мощностью 150-200 киловатт. Это инвестиции в редукторную часть, в силовую электронику, включая инверторы, преобразователи, бортовые зарядные устройства многое другое.
Если говорить о развитии инфраструктуры, то в данном вопросе, на мой взгляд, не должно быть дискуссии о том, что первично – наличие достаточного количества зарядных станций или же большого числа электромобилей. Только беспрепятственная и удобная возможность зарядки электромобилей, как на быстрой зарядной станции, так и на медленной ночью или около офиса или торгового центра может обеспечить взрывной рост использования электромобилей и соответственно, взрывной рост спроса на технологии, связанные с этим. Поэтому призываю сконцентрироваться с точки зрения мер государственной поддержки не только на помощи компаниям в инвестициях в развитие технологий, но и на формировании спроса на электромобили за счет развития зарядной инфраструктуры», - подчеркнул Денис Климентьевич.
Как отметил вице-президент «АВТОТОР Холдинг» Дмитрий Чемакин, емкость рынка электромобилей в Калининградской оценивается в 20 тысяч единиц.
«Это оценка рынка, который мы увидим в ближайшее десятилетие. Это наша оценка, на которую мы ориентируемся при подготовки предложении по мерам развития зарядной инфраструктуры. Наша компания в 2022 году предложила правительству Калининградской области план по переходу как пассажирского, так и коммерческого транспорта на электрическую тягу. Эта инициатива получила поддержку, губернатор области Антон Алиханов утвердил план мероприятий программы, и работа по нему уже началась. Реализация плана предполагает не только перевод транспорта на электротягу, но и развитие инфраструктуры, в частности, сети зарядных станций. Для рынка в 20 тысяч электромобилей в области потребуется порядка 1,7 тысячи медленных и быстрых зарядных станций, включая как личные, так и публичные станции. Для публичного пользования в ближайшее десятилетие области потребуется порядка 170 медленных и 55 быстрых зарядных станций для электромобилей. И порядка 1,5 тысячи в корпоративном и личном использовании.
АВТОТОР ставит перед собой не просто задачу продажи конкретного электромобиля, а комплексное развитие системы электротранспорта, и Калининградская область, с учетом ее компактности и изолированности от основной территории РФ подходит для ее внедрения. Уже в 2024 году мы планируем выпуск как коммерческого, грузового, так и пассажирского транспорта и для личного пользования, и для предоставления услуг, например, такси, каршеринга. Наряду с этим наша компания развивает проект ремоторизации транспорта. Он предполагает замену агрегатов машин с двигателями внутреннего сгорания на электрические компоненты. По сути это создает электромобиль, и такой подход позволит компаниям перевести свой транспорт на электрическую тягу со значительной экономией средств», - сказал Дмитрий Александрович.
«Калининградская область становится не только местом сотрудничества компаний формирующих новые отрасли экономики но и пилотным регионом прикладных решений в областях автомобилестроения, развития городской среды, эффективного использования как энергетических так и финансовых ресурсов. АВТОТОР выступает и инициатором, и надежным партнером таких изменений. Уже сегодня АВТОТОР приступил к производству электромобилей в сегменте коммерческого транспорта. Перспективная производственная программа предусматривает широкую производственную линейку пассажирских и коммерческих электромобилей с высоким уровнем локализации. Созданы мощности для производства- электродвигателей, электронных систем управления и других критически важных компонентов» - отметил Дмитрий Чемакин.
Напомним, что компания «РЭНЕРА», входящая в состав госкорпорации «Росатом», начала строительство первой в России гигафабрики по созданию производства литий-ионных аккумуляторов и систем накопления энергии. Крупнейший в стране завод подобного профиля с проектной мощностью 4 ГВт*ч в год обеспечит потребности отечественных производителей электротранспорта в тяговых литий-ионных батареях, в том числе и компании АВТОТОР, а также будет выпускать стационарные системы накопления энергии для электросетевого комплекса и промышленных предприятий. Проекты реализуются в рамках концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 г., а также федерального проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики».
Помимо ООО «РЭНЕРА», в структуре Топливной компании Росатома «ТВЭЛ» запущена программа «Электромобильность», которая координирует развитие производства на предприятиях атомной отрасли ключевых узлов и компонентов для электрических автомобилей. По оценкам экспертов, предприятия «Росатома» способны производить около 60% всех компонентов электромобиля, включая аккумуляторные батареи, электродвигатели, магниты из редкоземельных сплавов, микроэлементную базу, полимерные и композитные материалы.
Совместно с Правительством Калининградской области «Росатом» разрабатывает Программу развития электромобильности региона. В рамках программы планируется синхронизация планов по развитию электротранспорта, электрозарядной инфраструктуры и энергетики, а также меры господдержки.
Справка. Компания АВТОТОР основана в 1994 году в Калининграде. Предприятие первым в России начало выпуск автомобилей иностранных брендов. Производство ведётся с мая 1997 года. Общий объём производства превысил 2,5 млн. автомобилей.