Председатель Совета директоров «Автотор Холдинг» Валерий Горбунов в эксклюзивном интервью рассказал РБК Калининград о ближайших планах компании.
Один из основных налогоплательщиков Калининградской области, системообразующее предприятие — автомобилестроительный завод «Автотор» после ухода с российского рынка BMW, Hyundai и Kia активно перестраивает бизнес. О том, как идет этот процесс, с какими трудностями и вызовами приходится сталкиваться, как работается с новыми партнерами и какие планы на будущее строит автогигант, в эксклюзивном интервью РБК Калининград рассказал глава совета директоров «Автотор Холдинг» Валерий Горбунов.
— Валерий Иосифович, в связи с уходом BMW и Hyundai пришлось ли корректировать СПИК (специнвестконтракт — соглашение инвестора с государством — прим. ред.)?
— Мы будем менять некоторые положения в связи с небольшой передвижкой сроков. Но при этом мы подтверждаем ранее взятые на себя обязательства в объеме 32 млрд рублей. Предприятие находится на крейсерской скорости в плане выполнения этих обязательств. В настоящее время строится 12 заводов с новыми для нас и региона в целом компетенциями.
Это производство электродвигателей, аккумуляторных батарей, электронных систем, пластмасс, компактных электромобилей, нестандартного оборудования и оснастки, а также литейно-механический завод и Балтийский завод робототехники, окрасочное производство…
Все они нужны для того, чтобы создавать электромобили, а также другие автомобили на новых видах энергии, включая газовые и гибридные.
Появляются новые партнеры по реализации наших обязательств по СПИК. Но само содержание этих обязательств, цели этих инвестиций и планы по созданию новых производств не меняются.
— Скажите, есть ли надежда, что Hyundai и Kia возобновят контракты на сборку?
— Если и есть какая-то надежда на возвращение партнеров, то они как раз связаны с Hyundai и Kia. Что касается наших европейских партнеров, государственная политика их стран вряд ли позволит им вернуться. Наши партнеры очень жалеют, что им пришлось, как они до сих пор выражаются «приостановить производство». Но в любом случае в ближайшее время о возобновлении проектов с нашими прежними партнерами речи не идет.
— Какие есть особенности сборки китайских авто по сравнению с корейскими? Нужно ли было как-то под них перестраивать производство, обучать сотрудников?
— Конечно. Несмотря на то, что технология конвейерного производства у нас классическая, то есть стандартная для любых брендов и моделей, тем не менее запуск производства новых моделей требует существенной переналадки производства, подготовки и перепрограммирования электронного инструмента и роботизированного оборудования (а это более 200 наименований!), переобучения персонала для работы по технологическим картам соответствующих, новых для них моделей. Это и модернизации, и закупка нового оборудования, внедрение нового программного обеспечения, наладка автоматизированных элементов конвейера и многое другое.
Нельзя, к примеру, взять программное обеспечение, которое применяется при производстве автомобилей корейских брендов и перенести его на модель китайского бренда. Поэтому эту часть конвейера нужно было полностью переоснащать.
В сварочном производстве самое технологически сложное оборудование такое как, например, главный кондуктор, где происходит сварка всех частей кузова, рассчитано под конкретную модель и материалы кузова, под конкретную геометрию кузова. Его невозможно использовать под производство других моделей.
Поэтому при переходе на полный цикл производства новых моделей со сваркой и окраской кузовов, что предусмотрено планами развития сотрудничества с нашими китайскими партнерами, то оборудование, которым были оснащены линии по производству моделей корейских партнеров, не может быть использовано. Это потребует закупки нового оборудования.
Что касается переподготовки персонала, то в первую очередь это обучение предусматривает выполнение задач с высокой производительностью, с высоким качеством применительно к конкретному продукту, к конкретной операции при производстве автомобилей.
В связи с переходом на полностью новый модельный ряд продукции, мы ставим задачу, чтобы в течение двух лет каждый работающий слесарь механосборочных работ освоил все технологические операции, которые есть на главном конвейере. К примеру, если вы работаете на установке сидений, то вы должны научиться устанавливать и лобовое стекло, и бампер и т.д.
Нам необходимо сделать каждого работника универсалом, чтоб оптимизировать производство. Тогда люди смогут получать более высокую зарплату. А еще в любой момент можно будет варьировать с перестановками, ротацией кадров, появится взаимозаменяемость.
Это позволяет быстрее адаптировать производство к новым условиям, более гибко реагировать на те изменения, которые диктует рынок. Это — большая системная работа. Сейчас формируется программа обучающего процесса, чтобы охватить весь наш технологический, производственный персонал.
— Недавно прошла информация, что весь общественный транспорт Калининграда будут делать электрическим, а возьмется за это «Автотор». Это будет переоснащение, замена двигателей или что? Речь идет о конкретных договоренностях или это просто пока разговоры?
— Планируется и ремоторизация транспорта, и производство новых моделей, которые мы готовы будем поставлять для нужд городских хозяйств и других служб. У нас есть соглашения о намерениях с конкретными партнерами, у которых есть соответствующие модели коммерческих электромобилей, которые могут применяться для этих целей. Реализация этих планов предполагает выполнение многих условий. Это не быстрый процесс. Предстоит много работы на уровне проработки конструкторских решений.
Если говорить о ремоторизации, то мы с точки зрения решения технических задач готовы реализовать эту программу на территории Калининградской области.
На базе нашего Инновационно-технологического центра сейчас ведутся тестовые испытания с использованием бывшей в эксплуатации техники из собственного автопарка завода. В качестве опытных образцов используются и легковые и коммерческие модели автомобилей. Предстоит большая работа по отработке технологии.
Да, мы заявили, что готовы проводить ремоторизацию транспорта, у нас есть конкретные проработки по коммерческому транспорту со спецнастройками, в том числе тем, которые используются муниципальными службами. Мы готовы к этой работе, направленной на переход на экологичный транспорт на альтернативных видах топлива — газ и электричество.
Но для реализации этой программы в том масштабе, который мы обсуждаем, необходимо, чтобы были решены многие другие вопросы: это и подготовка соответствующей нормативно-правовой базы, и создание инфраструктуры для эксплуатации этой техники и т.д. При правительстве Калининградской области создана рабочая группа, которая обсуждает и вырабатывает решения по всему этому кругу вопросов. Губернатором утвержден план мероприятий по ремоторизации в рамках пилотного проекта. Таким образом мы видим, что руководство области заинтересовано в реализации этого проекта в регионе.
Калининградская область включена в перечень территорий и дорог федерального значения, определенных в качестве пилотных для создания инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года.
— Вернемся к разговору о внутренних делах «Автотора». Насколько убыточным стал для холдинга прошедший 2022 год?
— Не буду озвучивать конкретные цифры, но потери были существенные.
Объем произведенной продукции в 2022 году снизился в три раза по сравнению с уровнем предыдущего года. Объем выручки соответственно также кратно сократился.
Кроме того, мы взяли на себя дополнительные обязательства по финансированию программ, направленных на сохранение коллектива, по обеспечению занятости сотрудников в период простоя предприятия.
Часть коллектива была занята на подсобных работах на строительстве, на благоустройстве, ремонте оборудования, на других видах работ.
Предприятие не работало в течение нескольких месяцев, но мы продолжали людям платить зарплату. Это было решение акционера, осознанное решение, и оно, в первую очередь было продиктовано задачей сохранить людей, с которыми работали не один год. Инвестиции в людей — это дорогого стоит. Мы 25 лет растили, воспитывали свой коллектив, и не готовы были так просто его потерять.
— Валерий Иосифович, что дальше? Кроме уже заявленных китайских партнеров будут ли новые?
— Конечно, мы планируем расширять модельный ряд. Стремимся обеспечить доступность на рынке в потребительском спросе в разных сегментах. Продолжаем вести переговоры как с действующими, так и с потенциальными партнерами, чтобы сформировать линейку продукции, максимально отвечающую спросу. Наработок много. Наша делегация активно работала на шанхайской автомобильной выставке в апреле.
Могу сказать, что есть хорошие перспективы сотрудничества еще с несколькими китайскими компаниями. Помимо реализации проектов по производству автомобилей с ДВС (двигатель внутреннего сгорания — прим. ред.), рассчитанных на нынешние потребности рынка, мы наращиваем партнерские связи для создания производств электромобилей и других автомобилей на новой энергии, а также широкой номенклатуры автокомпонентов.
Ряд соглашений в части развития этих направлений были подписаны в Китае во время работы ряда руководителей «Автотор» на Российско-Китайском бизнес-форуме в Шанхае. Мы работаем с компаниями, которые имеют очень серьезные технические разработки и ноу-хау в этой области. Это передовые технологии, адаптированные под наши задачи, которые мы планируем применять при реализации проектов по созданию новых производств на производственной площадке «Автотор».
Мы создаем, по сути, целый кластер по производству новых видов продукции автопрома. Это совершенно новые направления, которые будут создавать дополнительные перспективы и возможности не только для экономики Калининградской области, но и для развития российской автомобильной отрасли в целом.
Как писал РБК Калининград 26 мая, что калининградский автоконцерн «Автотор» в ходе российско-китайского бизнес-форума в Шанхае (КНР) подписал соглашение о сотрудничестве с китайской компанией Shanhai Nuoang Automobile Tehnology Co. Ltd, которая разрабатывает электромобили, электротяговые силовые установки и их компоненты. Стороны договорились о сотрудничестве по созданию на мощностях «Автотора» производства электромобилей, автомобилей на газомоторном топливе и с гибридными силовыми агрегатами, а также их автокомпонентов. Изготовление последних будет ориентировано как на сборку автомобилей на новых видах энергии, так и на поставки другим российским автопроизводителям.
Число выпускаемых моделей автомашин BAIC, Kaiyi и SWM до конца 2023 года «Автотор» намерен увеличить более чем вдвое — с 6 до 14. Общий план выпуска на весь 2023 год таков: в зависимости от ситуации на рынке с конвейера должно сойти от 70 тысяч до 100 тысяч машин.
https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/04/06/2023/6474a4169a794752278789ae